Школьное образование не всегда готовит детей к реальной жизни, считает вице-премьер Татьяна Голикова. Этот пробел предстоит заполнить в ближайшие шесть лет. К 2024 году Россия должна войти в десятку лучших стран мира по качеству общего образования. Не менее амбициозные задачи стоят перед высшей школой и наукой.

Татьяна Голикова отметила, что в бюджете есть средства и на фундаментальные, и на прикладные разработки, и государство финансирует всю науку. К тому же проект «Наука» впервые озвучен как национальный проект. Кроме того, в Стратегии научно-технологического развития определены ключевые приоритеты по развитию науки в России.

«Скоро мы примем еще один стратегический и финансовый документ — Государственную программу научно-технологического развития Российской Федерации, где будут прописаны мероприятия, обеспечивающие реализацию утвержденной стратегии и национального проекта, а также их финансовое обеспечение. Сегодня наука рассредоточена по разным ведомствам. И впервые в этом новом документе, который получит свою жизнь в начале следующего года, мы увидим весь объем финансовых ресурсов на науку гражданского назначения», — пояснила она.

Указом президента поставлена достаточно амбициозная задача: за шесть лет нарастить внутренние затраты на исследования и разработки практически в два раза. То есть к концу 2024 года достигнуть цифры 1,8 триллиона рублей (сегодня один триллион). Это очень существенный рост. И он должен обеспечить приоритеты, обозначенные в стратегии. А без вовлечения бизнеса реализовывать эту задачу практически невозможно.

В рамках нацпроекта «Наука» планируется создать 15 научно-образовательных центров, по словам премьер-министра, это синергия всех составляющих — науки, научных учреждений, высшей школы и бизнеса. Каждая из сторон должна осуществлять свой вклад, чтобы это заканчивалось не просто фундаментальными исследованиями, но и имело свое продолжение в производстве с соответствующим влиянием на экономические показатели.

«Приоритеты обозначены. Теперь главное, чтобы они были обеспечены не только финансово, но и соответствующим интеллектуальным ресурсом. Ведь мы делаем ставку на прорывные направления, которые могут дать нам серьезные результаты. Это, например, биотехнология, генетика и ряд других, по которым есть наработки и которые могут впоследствии дать возможность России заявить себя как лидера этих направлений», — сказала она.

Чтобы Россия к 2024 году вошла в десятку стран по качеству общего образования, сформирован нацпроект «Образование». Для оценки качества общего образования возьмут средневзвешенный результат РФ по группе рейтингов. Россия принимает участие в различных международных исследованиях общего образования. Наиболее известный и авторитетный из них — рейтинг ОЭСР под названием PISA, в рамках которого страна участвовала во всех предыдущих циклах исследования с 2000 года. В 2015 году из 72 стран-участников Россия заняла 32-е место по естественнонаучной грамотности, 23-е — по математической, 26-е — по читательской грамотности. Итоги исследования этого года еще не опубликованы, но ожидается улучшение показателей. Анализ результатов последних циклов исследований позволил определить сильные и слабые места российской системы образования. По словам Татьяны Голиковой, к сильным местам можно отнести высокий уровень академических знаний школьников, способность решать типовые учебные задачи на основе полученных знаний. А начальная школа в России занимает лидирующие места в мире — это сильный фундамент системы образования. Среди слабых — недостаточно эффективное применение полученных знаний для решения нетиповых учебных задач и проблемных ситуаций. Школьное образование не всегда готовит детей к реальной жизни.

«Общее образование — это в первую очередь полномочия регионов и местных властей, и решение проблемы функциональной грамотности школьников — это задача для всех уровней управления образованием», — сказала она.

Вице-премьер отметила и проблему подготовки учителей для общего образования. В нацпроект «Образование» входят десять федеральных проектов, три из которых напрямую связаны с развитием школьного образования — «Современная школа», «Учитель будущего», «Цифровая образовательная среда». На реализацию проекта «Учитель будущего» планируют направить 15 миллиардов рублей. «Современная школа» должна будет изменить систему организации образования в стране. Эти два проекта взаимоувязаны между собой.

Для обеспечения доступности школьного образования важно построить не только «доступные» школы, но и отвечающие современным требованиям, заглядывающие в будущее. Татьяна Голикова добавила, что регионы сейчас формируют свои предложения по строительству и реконструкции школ с учетом этих условий.

Не остался без внимание и единый государственный экзамен. За последние годы модель проведения ЕГЭ доказала свою состоятельность: достигнут высокий уровень объективности и прозрачности экзамена, что позволяет его участникам получить результаты, соответствующие их фактическим знаниям. По словам вице-премьера, к достоинствам ЕГЭ относятся проведение экзаменов на всей территории страны по единым правилам, предоставление учащимся равных возможностей для поступления в любые, в том числе самые престижные, вузы, а также подача документов в несколько учебных заведений и выбор оптимального количества экзаменов. Кроме того, абитуриент может предоставить сведения о своих индивидуальных достижениях. Это итоговое сочинение, результаты олимпиад. В итоге увеличивается средний балл ЕГЭ ребят, поступающих в вузы на бюджетные места. Это говорит о повышении качества приема, что способствует улучшению состава студентов.

Но при всех плюсах Татьяна Голикова предлагает проанализировать учебные результаты участников итогового сочинения, школьных олимпиад, школьников, награжденных медалью «За особые успехи в учении», в ряде случаев их объективность ставится под сомнение. Школьные оценки должны быть подтверждены высокими результатами ЕГЭ. Это изменит подход при выставлении итоговых отметок в школе и награждении медалью. По её словам, также требуют отдельного внимания вступительные экзамены, которые самостоятельно устанавливают вузы, они должны стать более прозрачными.

Говоря о дистанционном и заочном обучении, Татьяна Голикова отметила, что цифровизация образования — это глобальный тренд, самая массовая и доступная форма получения образования. Поэтому чтобы вывести лучшие российские университеты в глобальные лидеры, необходимо встроиться в глобальную повестку онлайн-образования.

«Нарастить присутствие на международном рынке онлайн-образования — один из основных вызовов для нашей системы высшего образования. Для этого нам нужен качественный онлайн-контент, создание которого мы предусмотрели в федеральном проекте «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», — подчеркнула она.

Татьяна Голикова уверена, что сегодня оптимальный вариант — реализация модели «смешанного обучения», основанной на сочетании технологии «классно-урочной системы» и электронного обучения. Смешанное обучение стимулирует формирование активной позиции студента, повышение его мотивации, самостоятельности, рефлексии, — сообщает «Российская газета». При этом трансформируется и роль педагога: происходит переход от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию.

«Технологии онлайн-обучения позволяют заменить значительную часть аудиторной нагрузки, повысив качество за счет использования онлайн-контента от ведущих преподавателей и экспертов страны. И неслучайно сегодня ведущие российские университеты готовы реализовывать в онлайн-формате не более 20-30 процентов образовательной программы. В этом они опираются на мировой опыт. Но тут речь идет только об очных образовательных программах», — сказала она.


Источник - ИА Север-Пресс https://sever-press.ru/2018/12/02/shkola-ne-gotovit-detej-k-realnoj-zhizni-chto-izmenitsja-k-2024-godu/