«В деле обучения  и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живёт до тех пор, пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает  учитель».

К.Д. Ушинский

 

В наше время тенденции развития общего образования определяют необходимость совершенствования системы оценки качества образовательного процесса и, следовательно, теоретической и практической подготовки педагогов школ в данной области в соответствии с социальными запросами и достижениями современной науки.

В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы одной из задач современного образования называется «создание системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия» [1]. Решение этой задачи связано с разработкой и внедрением в школах внутреннего оценивания качества образования, которое согласно данной программы включает мониторинги на основе исследований, вовлечение всех участников образовательных отношений в оценку качества образовательного процесса.

Именно педагог – это квинтэссенция любой образовательной системы, практический исполнитель важнейших инновационных подходов в сфере обучения и воспитания. Зависимость качества образования от качества подготовки педагога доказывается множеством статистических данных и, конечно, на практике [2, 3].

Но преобразования в системе образования столкнулись с серьезным противоречием между  существующей потребностью в активном развитии  системы оценки качества образования (её механизмов, технологий, методов) и неумением педагогов этого делать.

С подобной проблемой столкнулась МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского» (далее – гимназия), когда в 2016 году приступила к реализации Региональной Программы инновационной деятельности «Управление качеством общего образования на муниципальном и школьном уровнях».

Успех в pрешении проблемы качества образования во многом определяется уровнем квалификации педагогических работников в области оценки качества образования и управления качеством. В связи с чем в гимназии была пересмотрена внутришкольная система поддержки компетентности работников гимназии с ориентацией на 1) практическую направленность, 2) ориентированность на результаты, 3) реализацию принципов адаптивности и минимизации затрат ресурсов в области оценки образования. Эффективное внедрение и функционирование обновлённой системы должно в перспективе обеспечить вовлечение всего коллектива гимназии в практическую работу по управлению качеством, применение системного и процессного подходов, оптимизацию всех процессов образовательной организации.

Основной целью системы является:

- создание условий для формирования квалиметрической компетентности руководителей и педагогов в области оценки качества образования в гимназии, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень.

Для достижения цели ставятся следующие задачи:

  1. Провести проблемную экспертизу уровня компетентности работников гимназии в области оценки качества образования.
  2. Спроектировать стратегию грамотного управления качеством образовательного процесса с чёткой регламентацией деятельности на всех уровнях через создание многоуровневой системы взаимодействия субъектов оценивания для получения интегративного результата.
  3. Обеспечить структурную готовность субъектов оценивания за счёт распределения их обязанностей, прав, полномочий и ответственности, предоставления им более широких полномочий в процессе корпоративного оценивания качества образовательного процесса.

Субъектами оценивания являются административные и педагогические работники, участвующие в процессе становления определенного набора свойств и характеристик обучения, условий и результатов образовательного процесса, соответствующих требованиям стандартов, регионального рынка труда, потребителей образовательных услуг.  

Ожидаемые результаты и эффекты реализации системы представлены ниже.

 

Таблица 1 - Ожидаемые результаты и эффекты реализации системы

 

Ожидаемые результаты

1

Повышение квалификации учителей на КПК и переподготовки, работа методических объединений, функционирование Научного общества учащихся, аттестация учителей в новой форме

2

Инновационная модель управления качеством образования в гимназии с вовлечением всего коллектива в практическую работу по управлению качеством

3

Развитие инструментов самооценки, мониторинга, диагностики образовательного процесса и результатов обучения

4

Овладение новыми педагогическими технологиями, участие в научно-исследовательской деятельности

5

Обмен опытом через сетевое взаимодействие в районе и регионе

6

Высокое качество обучения, увеличивающееся количество победителей олимпиад и конкурсов, результаты ЕГЭ стабильно выше  уровня района

7

Взаимодействие с родителями (посещение семей, консультирование, информированность родителей через школьный сайт, родительские собрания)

8

Психолого-педагогическое сопровождение

9

Привлечение общественного внимания к существующим проблемам гимназии

10

Повышение качества обученности

 1. Оценка уровня компетенции работников гимназии

 

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся, на достаточно высоком уровне  осуществляет педагогическую деятельность и педагогическое общение.

Возможности развития профессиональной компетентности педагогов в гимназии остаются прежними:

  1. обучение на курсах повышения квалификации и переподготовки;
  2. участие в научно-исследовательской, учебно-методической (работа в ШМО и РМО), учебно-организационной, практико-ориентированной и проектной деятельности;
  3. обобщение и распространение инновационного педагогического опыта;
  4. самообразование.

Процедура оценки профессиональной компетентности педагогов и их деятельности по обеспечению требуемого качества образования в гимназии включает в себя:

  • апробацию новой формы аттестации;
  • отношение к инновационной работе;
  • знание и использование современных педагогических технологий и методик;
  • отношение и готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических объединений, участие в научной работе и т.п.);
  • образовательные достижения обучающихся (отличники, медалисты, победители олимпиад, конкурсов, конференций, смотров, фестивалей и т.д.);
  • подготовку и участие в качестве экспертов ОГЭ и ЕГЭ, аттестационных комиссий, жюри и т.д.;
  • личные достижения в конкурсах «Учитель года», «Самый классный классный», ПНПО и других профессиональных конкурсах.

Тем самым компетентность учителя в области оценки качества представляет собой интегрированное профессиональное личностное качество,  определяющее готовность и способность актуализировать все компетенции для решения профессиональных задач,  связанных с обеспечением качества образовательного процесса на основе актуализации знаний и умений в области оценки качества, опыта применения данных знаний в образовательной деятельности.

Такой комплексный подход нашёл своё отражение в разработке «Системы оценки профессиональной компетенции педагога гимназии» (см. Приложение 1). В ней выделены наиболее значимые требования, которые содержатся в профессиональном стандарте «Педагог» и обобщены в 7 критериев, каждый из которых содержит свой состав показателей. В соответствии с принципом простоты расчётов (суммирования), введена система оценивания: максимальный балл – 4, минимальный – 0.

2. Организационная структура системы взаимодействия субъектов оценивания в гимназии

 

Организационная структура системы поддержки компетентности административных и педагогических работников гимназии в области оценки качества образования представлена на схеме № 1. Каждый компонент структуры, оставаясь частью целого,  является независимым и способным к обновлению содержания собственной деятельности при осуществлении оценки и управления качеством образования.

 

Организационная структура системы нацелена на повышение творческой инициативы субъектов оценивания, повышение уровня кооперации  и координации деятельности подструктур, делегирование полномочий и ответственности  на нижние уровни.

Помимо этого, она направлена на расширение профессиональной сферы деятельности участников системы, обеспечение причастности их к решению стратегических задач, как например, разработке программы развития гимназии.

Таким образом, создание организационной структуры системы обеспечивает определение персональных и коллегиальных субъектов оценивания, их взаимосвязи, специфику их деятельности для выполнения внутришкольной оценки качества образования.

3. Формы и методы оценки качества образования в гимназии.

 

Объектами оценки качества образования на школьном уровне являются образовательные результаты, условия и реализация образовательной деятельности.

Внутришкольная система оценки качества образования в гимназии включает в себя две согласованные между собой формы систем оценок:

  • внешнюю оценку (оценку, осуществляемую внешними по отношению к гимназии службами);
  • внутреннюю оценку (самооценку) (оценку, осуществляемую самой гимназией – обучающимися, педагогами, администрацией).

В качестве ведущих внешних оценочных процедур для мониторинга качества общего и дополнительного образования в гимназии выступают:

  • федеральный проект по апробации и распространению моделей проведения процедур оценки качества образования для учащихся и учителей (Институт стратегических исследований в образовании РАО);
  • апробация экзаменационных заданий базовой модели ЕГЭ и диагностических работ СтатГрада;
  • государственная итоговая аттестация учащихся;
  • олимпиады и конкурсы муниципального, регионального и всероссийского уровня;
  • внешний аyдит качества образования, включающий стартовую диагностику пятиклассников, федеральные и региональные мониторинговые исследования по отдельным аспектам качества образования основе применения компетентностно-ориентированных контрольных измерительных материалов, а также экспертную оценку образовательной среды ОУ;
  • оценка выполнения законодательных норм в области образования, включая процедуры государственной аккредитации, лицензирования ОУ, экспертная оценка содержания и реализации основной и дополнительной общеобразовательных программ гимназии;
  • национальные исследования по изучению состояния математического образования в контексте реализации Концепции развития математического образования в РФ;
  • международные исследования качества граждановедческого образования ICCS (Международная ассоциация по оценке образовательных достижений);
  • аттестация педагогических работников гимназии;
  • независимая общественная и общественно-профессиональная оценка качества общего и дополнительного образования;
  • исследования, проводимые рейтинговыми организациями (ТОП лучших школ России).

Внyтришкольная система оценки качества образования гимназии отражает не только образовательные достижения учеников (формы и методы их оценки), но и образовательный процесс.  Для оценки последнего в гимназии наиболее часто используются следующие методы исследования:

  • ежегодное самообследование гимназии;
  • проблемно-ориентированный анализ деятельности гимназии (по различным направлениям: управленческая, научно-методическая, воспитательная, хозяйственно-финансовая и др. деятельность);
  • анкетирование и собеседование (удовлетворенность образовательным процессом учителей, учеников и родителей);
  • изучение школьной документации (учебного плана, электронных классных журналов, дневников учащихся, тетрадей и т. д.);

 Таким образом, реализация системы поддержки компетентности работников создала условия, способствующие повышению качества образовательного процесса в гимназии:

  1. Понимание и принятие всеми членами педагогического коллектива целей и задач, стоящих перед гимназией, по обеспечению качества образовательного процесса.
  2. Наличие системы научно-методической помощи, способствующей непрерывному росту профессионального мастерства педагогов и поддержанию творческой атмосферы в коллективе.
  3. Психолого-педагогическая готовность педагогических кадров (положительное отношение к нововведениям; чувство профессионального долга и ответственности; преданность школе и детям; высокий моральный престиж учителя).
  4. Наличие оптимальной системы стимулирования инновационной деятельности работников гимназии.
  5. Совершенствование материально-технической базы гимназии.

Одной из нерешённых проблем является отсутствие достаточного времени и условий для самообразования и повышения общекультурного уровня учителей. Частично она может быть решена силами администрации гимназии через оптимизацию отчётности и минимизацию требуемых процедур оценок. Но в целом, проблема сверх загруженности работников школ – актуальная проблема современного образования.

 Список литературы

 

  1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 г. № 295 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mon.gov.ru.
  2. Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах // Вопросы образования. - М.: 2008. - № 3. - С. 16-18.
  3. Ковалева Г.С. Актуальные исследования и разработки в области образования // Вопросы образования. - М.: 2008. - № 1. - С. 197-198.

 Приложение 1. Система оценки профессиональной компетентности педагога МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского»

 

I. Организация учебного процесса.

  • Креативность подхода к образовательной деятельности.
  • Проведение дополнительных занятий.
  • Проведение контрольных и проверочных работ для отслеживания динамики качества успеваемости.
  • Развитие познавательного интереса учащихся к учёбе и самообразованию.
  • Наличие бесконфликтной дружеской атмосферы между учителем и учениками.

II. Участие в научно-методической и инновационной работе гимназии.

  1. Участие и/или победа в профессиональных конкурсах и соревнованиях любого уровня.
  2. Проведение открытых уроков, мастер-классов или других мероприятий по обмену опытом.
  3. Активная деятельность в виде выступлений и докладов на методических объединениях, педагогических советах, гимназических конференциях.
  4. Выступление, доклад на конференциях и семинарах районного или регионального уровня.
  5. Профессиональное самообразование.

III. Общественная работа, связанная с образованием и педагогической деятельностью.

  • Деятельность в Совете гимназии, РШО.
  • Работа в школьных, районных и региональных комиссиях, жюри, в качестве экспертов ОГЭ, ЕГЭ.
  • Занятие определенной должности в педсовете, научно-методическом совете (руководитель, секретарь).
  • Пропаганда деятельности гимназии в СМИ, содействие публикациям творческих работ педагогов и учащихся.

IV. Работа с электронным журналом, документацией, отчётами.

  • Правильность и своевременность заполнения ЭЖ.
  • Объективность выставления оценок, их наполняемость.
  • Правильность и своевременность сдачи отчёта классного руководителя по итогам учебных периодов.
  • Правильность и своевременность сдачи установленных и требуемых отчётов.

V. Преподавательская деятельность.

  • Отсутствие нареканий и замечаний по учебно-организационным моментам.
  • Стабильные результаты освоения учащимися образовательных программ и показатели динамики их достижений.
  • Регулярное посещение педагогических советов, методических объединений и административных совещаний.
  • Этика и культура в поведении (общение с коллегами, администрацией, учениками, родителями; внешний вид)

VI. Классное руководство.

  • Организация внеурочных мероприятий.
  • Активность участия класса в гимназических, районных и областных мероприятиях.
  • Рост % учащихся класса, охваченных питанием.
  • Организация экскурсий, поездок, походов и других мероприятий вне стен гимназии.
  • Индивидуальная работа с родителями, педагогически запущенными учащимися.

VII. Техника безопасности и охрана жизни и здоровья учащихся.

  1. Своевременное прохождение инструктажа по технике безопасности педагогом.
  2. Своевременность проведения инструктажей по технике безопасности с учащимися.
  3. Отсутствие несчастных случаев с учащимися на уроке, переменах.

4 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности постоянно и с высоким качеством;

3 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности эпизодически, но с высоким качеством;

2 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности в большинстве случаев, но не всегда высокого качества;

1 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий реализуется в деятельности эпизодически и с низким качеством;

0 – Выставляется в том случае, когда оцениваемый критерий в деятельности отсутствует

Максимальное количество баллов за все критерии состоит из суммы баллов по всем показателям и равно 120.