Логунова Е. В., зам. директора по УВР, ГБОУ "Школа-интернат № 1 имени К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга"

 

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» поставил образовательные учреждения России перед необходимостью начать интенсивный инновационный поиск внутренних систем оценки качества образования (ВСОКО), отвечающих новым требованиям и ориентированных на самостоятельное установление соответствия уровня существующего качества образования требуемому федеральными государственными стандартами (ФГОС).

Результаты создания и апробации школами своих ВСОКО были изучены и оценены в большинстве регионов Российской Федерации в ходе проведения конкурсов систем оценки качества образования. Конкурсы зафиксировали как позитивные результаты работы ряда инновационных школ, так и некоторые негативные моменты в действующих ВСОКО. Среди недостатков были отмечены преобладание формально-отчетного подхода к определению качества образования, в котором оценивается лишь уровень успеваемости обучаемых (процент успевающих на «4» и «5»), отсутствие использования надпредметных методик анализа и оценки качества образовательной деятельности обучающихся. Иными словами, во многих школах продолжается использование традиционной системы оценки качества обучения, которая не учитывает перспективу перехода образования на ФГОС. Поэтому вопрос создания и внедрения в школах ВСОКО, отвечающих современным требованиям, не теряет своей актуальности. Особенно важно его решение для школ, реализующих адаптированные основные образовательные программы, поскольку для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) при проектировании ВСОКО следует учитывать необходимость исследования состояния здоровья обучающихся, качества коррекционной работы, проводимой с ними, уровня социализированности и т.п.

Современные требования к оценке качества образования в ГБОУ школе-интернате № 1 им. К.К.Грота были реализованы в действующей модели ВСОКО. Представляемая модель может быть использована и другими образовательными учреждениями для детей с ОВЗ.

Особенностью ВСОКО школы-интерната является то, что она изначально отличается авторским характером наполнения и реализации. Специфика контингента учащихся не позволяет в полном объеме использовать предлагаемые стандартные контрольно-оценочные материалы общеобразовательных школ, АИСУ «Параграф». Для слепых и слабовидящих детей, обучающихся в школе-интернате, разрабатываются особые контрольно-оценочные материалы, учитывающие характер физических нарушений, а пролонгированные сроки обучения требуют особо-го графика контроля освоения тем образовательной программы. Все это обусловливает уникальный характер ВСОКО и путей ее реализации.

ВСОКО представляет собой систематическое наблюдение за состоянием образования и динамикой изменения его результатов, условий и содержания.Целью ВСОКО являются сбор, обобщение, анализ информации о состоянии системы образования школы-интерната и основных показателях ее функционирования для определения тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.Содержание ВСОКО определяется, исходя из оцениваемого аспекта качества образования по результатам анализа работы школы-интерната за предыдущий учебный год, в соответствии с проблемами и задачами на следующий учебный год и отражается в соответствующем разделе годового плана.

Основными принципами функционирования ВСОКО являются объективность, точность, полнота, достаточность, систематизированность, оптимальность обобщения, оперативность (своевременность) и технологичность.

Основными пользователями результатов ВСОКО являются органы управления образованием, администрация и педагогические работники школы-интерната, учащиеся и их родители.

Методами проведения ВСОКО являются следующие:

- экспертное оценивание;

- тестирование, анкетирование, ранжирование;

- проведение контрольных и других квалификационных работ;

- статистическая обработка информации;

- наблюдение уроков, внеклассных мероприятий, родительских собраний;

- собеседования с учащимися, педагогами, родителями.

Контроль за качеством образования в Школе-интернате осуществляется по трем направлениям: соблюдение требований к условиям ведения, к содержанию и результатам образовательной деятельности.ВСОКО осуществляется по трёхступенчатой модели.

Первая ступень ВСОКО (административный контроль) предусматривает осуществление контроля по всем трем указанным направлениям и включает проведение как традиционные для школы классно-обобщающий, предметно-обобщающий и персональный виды контроля, так и новые - мониторинги качества образования.

Объекты для классно-обобщающего, предметно-обобщающего и персонального контроля определяются по результатам анализа работы школы-интерната за предыдущий учебный год в соответствии с проблемами и задачами на следующий учебный год.

Мониторинги качества образования представляют собой систематические исследования уровня достижения заданного ФГОС уровня образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных).

Перечень мониторингов качества образования, в отличие от объектов контроля, не меняется ежегодно. Мониторинги распределены между учебными месяцами в течение одного учебного года. Проводимые ежегодно мониторинги отличаются они друг от друга только содержанием. Темы и объекты для проведения мониторингов подбираются таким образом, чтобы отразить:

- все образовательные области учебного плана;

- все категории образовательных результатов (предметные, метапредметные, личностные);

- все возрастные группы учащихся;

- преемственность между уровнями образования.

Мониторинги подразделяются на:

- входные (проводятся в начале обучения на одном из уровней уровне образования);

- промежуточные (проводятся в течение обучения на одном из уровней образования);

- итоговые (проводятся по окончании изучения одного или нескольких предметов учебно-го плана или по окончании обучения на одном из уровней образования).

В течение учебного года проводятся следующие мониторинги (подробнее по ссылке...)

Методисты школы-интерната под руководством администрации в лице заместителей директора по учебно-воспитательной работе, воспитательной работе, коррекционной работе определяют содержание мониторингов, обеспечивая соответствие современным требованиям к со-держанию контрольных и диагностических материалов, демоверсиям экзаменационных мате-риалов, организуют проведение мониторингов, анализируют результаты, доводят их до сведения педагогов, деятельность которых связана с вопросами достижения образовательных результатов, проверяемых в ходе мониторингов, готовят проекты управленческих решений на основании результатов мониторингов.К подготовке, проведению, анализу результатов мониторингов по решению администрации могут привлекаться председатели методических объединений, учите-ля, воспитатели, специалисты, педагоги дополнительного образования и другие осуществляющие педагогическую деятельность работники.

Вторая ступень ВСОКО – контроль методического объединения (МО). К области контроля МО относится проведение контрольных работ по повторению в начале учебного года и на этапе промежуточной аттестации, проверка техники чтения, проверка тетрадей для контроль-ных работ.

Председатели МО составляют по предметам, преподавателями которых являются учите-ля, входящие в их МО, тексты контрольных работ по русскому языку и математике по повторению в начале и в конце года, передают их учителями-предметниками вместе с таблицами анализа результатов. Учителя русского языка и математики для своих классов готовят карточки, напечатанные рельефно-точечным шрифтом или укрупненным плоскопечатным шрифтом, и проводят контрольные работы в учебные часы, указанные в тематическом планировании. Результаты контрольных работ по повторению учителя-предметники заносят в таблицы, составленные председателем МО. Каждый учитель совместно с председателем МО анализирует результаты контрольной работы по повторению, намечает пути преодоления выявленных проблем. Председатель МО составляет сводную таблицу результатов контрольных работ по повторению и отправляет ее заместителю директора по учебно-воспитательной работе вместе со своими предложениями по совершенствованию работы учителей-предметников.

Председатели МО учителей начальных классов и русского языка и литературы осуществляют контроль за техникой чтения обучающихся 2-6 классов. Они составляют тексты для проверки техники чтения в каждом из классов, передают их учителям чтения и литературы вместе с таблицами анализа результатов. Каждый учитель чтения и литературы проверяет технику чтения своих обучающихся, заносит результаты в таблицы, составленные председателем МО, намечает пути преодоления выявленных проблем. Председатель МО составляет сводную таблицу результатов проверки техники чтения и отправляет ее заместителю директора по УВР вместе со своими предложениями по совершенствованию работы учителей чтения и литературы.

На председателя МО возлагаются обязанности по проверке тетрадей для контрольных работ, которые ведутся учащимися 2-12 классов по всем предметам. Результаты проверки тет-радей для контрольных работ председатели МО доводят до сведения заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Третья ступень - контроль учителя – включает проведение обязательных и необязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости: тематических контрольных работ, терминологических диктантов, контрольных словарных диктантов по русскому языку, внутритемных проверочных работ, устных опросов по выбранным самостоятельно материалам и выбранной самостоятельно форме.

Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении контроля учителя определяются на заседании МО учителей, вносятся вместе с критериями оценки в перечень видов контрольно-оценочных материалов (КОМ), о принятии которого в протоколе заседаний МО делается соответствующая запись, а также отражаются в рабочих про-граммах каждого учителя. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе и председатель МО контролируют полноту контроля, соответствие предлагаемых учителем обучающимся форм контроля указанным в перечне КОМ, а также соответствие выставленных отметок указанным в критериях оценки.

К лицам, осуществляющим процедуры ВСОКО, относятся администрация школы-интерната,председатели методических объединений, учителя, воспитатели, специалисты, педагоги дополнительного образования и другие осуществляющие педагогическую деятельность работники.

К лицам, участвующим в процедурах ВСОКО относятся учащиеся, учителя, воспитатели, специалисты. Участие учителей, воспитателей, специалистов в повышении качества образования в ходе процедур ВСОКО изучается опосредованно: через результаты их обучающихся, воспитанников.

По итогам анализа полученных данных ВСОКО и результатов оценки достижений педагогов и школы-интерната по обеспечению качества образования готовятся соответствующие документы (отчеты, справки, доклады), которые доводятся до сведения педагогического коллектива школы-интерната, учредителя, родителей.

Результаты ВСОКО, оценки достижений педагогов и школы-интерната являются основанием для принятия управленческих решений.

Представленная модель ВСОКО в школе-интернате функционирует в течение 3 лет и полностью оправдывает себя, позволяя реально оценить качество образования учащихся с ОВЗ.

Трудно управлять тем, что не можешь оценить. Следовательно, разработка и внедрение внутренней системы оценки качества образования, являющейся составной частью системы управления качеством образования в образовательной организации, является на сегодняшний день обязательным требованием, закрепленным законодательно, с другой – актуальной потребностью руководителей, стремящихся обеспечить стабильное функционирование и развитие вверенных им образовательных организаций.

Литература

1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6.10.2009 № 373

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12. 2010 № 1897

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598

5. Баженова В. Ю. и др. Программа мониторинга оценки качества в образовательном учреждении. Академический вестник. Вып. 1 (24). СПб. СПбАППО. 2014

6.Ванина Э. В. Мониторинг образовательных результатов. СПб. СПбАППО. 2008

7. Гвильдис Т. Ю. Диагностика и мониторинг в педагогическом процессе. СПб. СПбАППО. 2008

8.Система оценки качества образования в Санкт-Петербурге. Под ред Волкова В. Н. и Фрадкина В. Е. СПб. СПбЦОКОиИТ. 2016

9. Шаталов А. А. и др. Мониторинг и диагностика качества образования. М. НИИ школьных технологий. 2008

10. Янковская Н. А. Руководство по организации мониторинга качества образования. М. НИИ школьных технологий. 2013

Приложение 1. ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы-интерната № 1 имени К. К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Приложение 2. Диагностическая контрольная работа по БИОЛОГИИ 8 класс

Приложение 3 .Спецификация контрольно-измерительных материалов для проведения в 2017 году диагностической контрольной работы по БИОЛОГИИ 8 класс