Шевченко Татьяна Михайловна, директор, МБОУ "Лицей №33", г. Ростов-на-Дону

«Профессиональное развитие педагогов через внедрение единых требований к управленческой модели урока»

Управление лицеем № 33 основано на наиболее эффективных законах менеджмента. В частности, активно используется Теория всеобщего управления качеством в менеджменте – это принципиально новый подход к управлению любой организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех её членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направленный на достижение долгосрочного успеха посредством удовлетворения требований потребителя и выгоды, как для сотрудников организации, так и для общества в целом.

Педагоги лицея активно работали над проблемой повышения качества образования с 2000 года. В современных условиях основная единица образовательного процесса – урок, с точки зрения менеджмента, является «неуправляемой зоной» и в содержательное наполнение урока необходимо внести требования к управлению процессами.

В своей работе мы основывались на концепции Криса Хазбендза, который выделил пять стратегий, приводящих к реальным изменениям. На начальном этапе мы выделили эти стратегии:

1 стратегия - наличие высокопрофессионального педагогического коллектива лицея № 33.

2 стратегия - повышение квалификации в области менеджмента, современных педагогических технологий и успешности их применения на практике (внешнее ПК – ИПК и ПРО, дистанционные курсы; внутреннее ПК – система наставничества, открытые уроки, мастер-классы, семинары, учительские конференции).

Кроме того, МАОУ лицей № 33 является региональной областной площадкой по проблеме «Компетентностная готовность учителя к педагогическому сопровождению индивидуально - личностного развития лицеистов в контексте профессионального стандарта «Педагог», что позволяет каждому педагогу активно участвовать в разработке новых подходов к современному уроку.

3 стратегия - директором лицея № 33 были даны чёткие инструкции о целях и задачах, которые предстояло решить в ходе муниципального проекта.

4 стратегия – определён главный приоритет деятельности педагогического коллектива лицея № 33 в рамках муниципального проекта – разработка управленческой модели урока, которая будет являться эффективной для лицейского образования.

5 стратегия – создание ясной картины изменений – внедрение управленческой модели урока, которая будет являться эффективной для лицейского образования.

Реализация этих стратегий основывается на модели «Трёхмерное пространство» процесса трансформации (Стив Дихтер, Крис Гэньон, АшокАлександер).

В соответствии с ней проект в лицее №33 был запущен «сверху вниз»(первая составляющая трёхмерной модели). На педагогическом совете директором лицея были разъяснены цели и задачи муниципального проекта, поставлены конкретные цели и чёткие задачи по выработке оптимальных показателей оценки современного урока в лицее.

Вторая составляющая трёхмерной модели«сверху вниз» включала в себя участие всех педагогов в реализации поставленных целей и задач. В лицее № 33 прошли мероприятия, направленные на обобщение опыта работы педагогов, выявление эффективных показателей урока с целью создания «скелета» модели современного урока и наполнения его определённым инструментарием. Эти мероприятия включали: открытые уроки, мастер-классы, семинары.

На основании результатов этой работы была представлена эффективная модель урока в лицее № 33. После этого были проведены педсоветы по направлениям: мотивация, деятельность, рефлексия. Все педагоги лицея работали в различных творческих группах по выработке единых требований к управлению этими структурными единицами на уроке. В результате модель урока лицея №33 была усовершенствована, насыщена инструментарием и представлена на районном круглом столе в марте.

В ходе работе на первом и втором этапе муниципального проекта были выявлены педагоги лицея, которые не только обладают высоким профессионализмом, но и проявили себя, как управленцы на уроке.

Они составили группу учителей-управленцев (сетевых менеджеров). Остальная часть педагогического коллектива, исходя из диагностики, была поделена на группы:

  • педагоги, имеющие представление о менеджменте и способные применять отдельные приёмы на практике (77 %),
  • педагоги, имеющие представление о менеджменте, но не умеющие применять их на практике (18 %),
  • педагоги – аутсайдеры, незнакомые с менеджментом (5 %).

Творческая группа учителей-менеджеров разработала программы обучения основам менеджмента и его практического применения на уроке. После этого каждый сетевой менеджер работал со своей группой педагогов.

После окончания обучения была проведена диагностическая работа: самодиагностика и посещение урока педагога. В результате была отмечена позитивная динамика изменений:

  • в настоящее время, педагоги, имеющие представление о менеджменте и способные применять отдельные приёмы на практике (91 %),
  • педагоги, имеющие представление о менеджменте, но не умеющие применять их на практике (7 %),
  • педагоги – аутсайдеры, незнакомые с менеджментом (2 %).

В настоящее время учителя - сетевые менеджеры продолжают работу внутри коллектива с педагогами (9%).

Таким образом, реализация первого и второго направления модели «Трёхмерного пространства» процесса трансформации позволила разработать эффективную модель управления уроком в лицее (третья составляющая).

Кроме того была проведена внешняя экспертиза удовлетворённости качеством образовательного процесса в лицее. Обучающиеся отметили, что им стало интересно на уроке, возрос интерес к обучению, деятельность стала более разнообразной, активно используются ИКТ.

Рейтинг лицея среди других образовательных учреждений повышается, о чём свидетельствует большое количество родителей, желающих обучать своего ребёнка в лицее.

Итогом работы по проекту «Профессиональное развитие педагогов через внедрение единых требований к управленческой модели урока» является:

  • Активное использование моделей менеджмента в управлении лицеем.
  • Разработанная единая управленческая модель урока в лицее на основе теоретического анализа успешных технологий в образовании, законов менеджмента, практики работы успешных учителей.
  • Повышение квалификации педагогического коллектива в области менеджмента и активного его применения в модели управления уроком.
  • Создание комфортной психологической среды лицея (педагоги-обучающиеся-родители).
  • Повышение рейтинга лицея № 33 в муниципальном сообществе города Ростова-на-Дону.