Сысоева Наталья Евгеньевна, директор, МБОУ "Школа 67", г. Ростов-на-Дону

Наиболее интересной и полезной новацией, реализованной нами в области оценки и управления качеством образования, я считаю модель, созданную в школе, основной целью которой является получение, анализ и распространение достоверной информации о качестве образования. Основные направления реализации модели: мониторинг качества образовательных достижений на каждом уровне обучения, мониторинг качества профессиональной компетентности педагогов, мониторинг качества образовательного процесса, мониторинг качества образовательных программ.

Объектами ВСОКО являются:

  • - качество образованности ученика (критерий – уровень здоровья и здорового образа жизни, показатель – владение знаниями по организации ЗОЖ; критерий – уровень нравственного, духовного, морального воспитания личности, показатель – высокий уровень нравственности и общей воспитанности; критерий – уровень развития, готовность к жизни в семье и социуме, готовность к продолжению образования и труду в рыночных условиях, овладение ключевыми компетенциями, показатель – успешное профессиональное самоопределение и дальнейшая социализация; критерий – уровень обученности, показатель – не ниже 60%; уровень владения творческой деятельности, показатель – достижения творческого характера (олимпиады, конкурсы и т.д.);
  • - качество деятельности администрации ( критерий – компетентность, показатель – знание нормативно-правовой базы; критерий – ответственность, показатель – качественное выполнение должностных обязанностей; критерий – мобильность, показатель – умение принимать необходимые управленческие решения; критерий – открытость и активность, показатель – работа в инновационном режиме);
  • - качество деятельности педагога (критерий – открытость, показатель – активное участие в инновационной деятельности и передача передового опыта; критерий – профессионализм, показатель – высокий процент качества успеваемости и обученности (не ниже 60%), достижения учащихся в олимпиадах, активное участие в конкурсах профессионального мастерства, научно-исследовательская деятельность, участие в социально-значимых проектах, высокий уровень внеклассных мероприятий по предмету; критерий – информационная компетентность, показатель – широкое использования во всех сферах своей деятельности информационно-коммуникативных технологий; критерий – авторитет, показатель – высокий рейтинг в школьном сообществе и у родительской общественности);
  • - качество организации образовательного процесса (критерий – соответствие требованиям современных образовательных стандартов, показатель – использование современных образовательных технологий, использование активных форм, методов, приемов обучения, использование современных форм организации образовательного процесса);
  • - качество материально-технической базы (критерий – соответствие требованиям современных образовательных стандартов, показатель – наличие оборудованных учебных помещений, наличие демонстрационного оборудования, наличие локальной сети с выходом в Интернет, наличие достаточного количества компьютерной техники);
  • - качество образовательных программ (критерий – актуальность, оснащенность, доступность, эффективность, показатель – соответствие современным образовательным стандартам, наличие УМК, формирование знаний и ключевых компетенций и их подтверждение во время аттестационных процедур).

Реализация ВСОКО осуществляется посредством существующих процедур контроля и экспертной оценки качества образования:

  • - мониторинг образовательных достижений учащихся на разных уровнях обучения;
  • - анализ творческих достижений учащихся;
  • - психолого-педагогические, медицинские, социологические исследования;
  • - результаты аттестации педагогических и руководящих кадров;
  • - результаты самообследования;
  • - результаты статистических исследований.

Итоги ВСОКО размещаются на сайте школы в виде публичных отчетов и аналитических справок. Доступ к данной информации является свободным для всех заинтересованных лиц. ВСОКО способствует решению многих проблем, например, расстановке педагогических кадров, повышению уровня информированности потребителей, разработке индивидуальных учебных планов.