Логинова Наталья Юрьевна, ведущий специалист автономного учреждения Удмуртской республики "Региональный центр информатизации и оценки качества образования", Удмуртская Республика, г. Ижевск

Наиболее интересной и полезной новацией, реализованной нами в области оценки и управления качеством образования, я считаю НОКО.

В нашем регионе независимая оценка качества образования (далее - НОКО) проводится в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».В нашем регионе результаты НОКО представлены в форме: рейтинга и аналитических материалов.

Результаты НОКО не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Информация о результатах НОКО подлежит обязательному рассмотрению органами управления в сфере образования в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (далее - НОК ОД), осуществляется в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации. НОК ОД проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

Результаты НОКО востребованы различными группами пользователей для решения актуальных профессиональных и личных задач, в том числе:

  1. Обучающимися и их родителями (законными представителями):

- в целях выбора места обучения для себя и/или своих детей;

  1. Организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в целях:

- оценки соответствия реализуемой деятельности запросам и ожиданиям участников образовательного процесса и/или иных заинтересованных организаций;

- определения перечня мероприятий по улучшению результатов и качества предоставления образовательных услуг;

  1. Заинтересованными организациями:

- для выработки совместных с образовательной организацией действий по корректировке образовательных программ, методов обучения и др.;

  1. Коллегиальными органами управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность:

- в качестве механизма вовлечения родителей и представителей местного сообщества в реализацию задач ее развития и т.д.;

  1. Региональными органами исполнительной власти:

- в целях принятия управленческих решений, в том числе при кадровых перестановках, разработке программ по развитию системы образования, проведении конкурсного отбора лучших образовательных организаций.НОК ОД осуществлялась по 4 группам показателей, определенных приказом Минобрнауки России от 5 декабря 2014 года № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность»:

- открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- доброжелательность, вежливость, компетентность работников;

- удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

НОК ОД проводится в несколько этапов:

- разработка методики и инструментария;

- мониторинг официальных сайтов образовательных организаций в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- проведение анкетирования родителей (законных представителей) обучающихся и обучающихся о качестве оказания образовательных услуг;

- сбор данных форм федерального статистического наблюдения;

- сбор данных рейтинга «Открытость и прозрачность государственных и муниципальных учреждений» на сайте www.bus.gov.ru;

- обработка полученных данных и подготовка аналитических материалов.

При разработке методики и инструментария учитывался опыт регионов Российской Федерации, членов Евразийской Ассоциации оценки качества образования, Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Отработав НОК ОД по критериям и показателям приказа Минобрнауки РФ № 1547, мы получили огромный опыт, смогли структурировать свою работу, донести до получателей услуг важность этого направления, а до образовательных организаций – значимость данного направления работы. К сожалению, то что мы сделали в рамках методических рекомендаций Минобрнауки РФ от 01.04.2015 года, пришлось перерабатывать, потому что необходимо было проводить работу в соответствии с методическими рекомендациями Минобрнауки РФ от 15.09.2016 года. И это, думаю, еще не последние методические рекомендации, так как позиции оценивания,представленные в методических рекомендациях, во многих вопросах не соответствуют деятельности дошкольных образовательных организаций и организаций среднего профессионального образования. Сложно применить данные позиции оценивания и к организациям дополнительного образования, в частности к детским школам искусств и спортивным школам. До построения системы нам еще далеко, но мы стремимся к этому, изучая опыт передовых регионов. Направление работы, безусловно, новое и интересное и, в тоже время, сложное, например, в выработке управленческих решений по результатам НОК ОД.