Яковлев Владимир Вячеславович, кандидат педагогических наук, заместитель директора по УВР, МБОУ «Большеколпанская СОШ», Гатчинский район, Ленинградская область

Наиболее интересной и полезной новацией, реализованной нами в области оценки и управления качеством образования, я считаю организацию работы учителей над методической темой по самообразованию

Исследования в области педагогического образования показывают, что становление, рост и творческое развитие любого специалиста может быть эффективным только при условии, что процесс повышения квалификации не сводится к передаче профессиональных умений и знаний, а направлен на стимулирование личности к приобретению широкого круга знаний, развитие познавательных запросов в различных областях жизни.

Раскрытие основополагающих элементов исследовательского характера педагогического труда в различных его видах, включая осмысление и обобщение собственного опыта, опыта других педагогов, является одним из основных направлений работы любого учителя.

В настоящее время деятельность педагога требует постоянного анализа, оценки выбранных форм и методов обучения, педагогических технологий. В результате сама система такой работы становится исследовательской. Можно сказать, что исследовательская деятельность предполагает интегративное системное аналитическое видение практики, что приводит к прогнозированию и моделированию разнообразных учебно-педагогических ситуаций и оценке их результативности.

Целями любого исследовательского проекта, к которому можно отнести и работу над методической темой по самообразованию, являются: выявление особенностей темы работы; поиск наработанного материала; проверка гипотезы опытно-экспериментальным путём; определение условий, мешающих и помогающих работе; коррекция полученных результатов и их реализация; прогнозирование результатов работы в дальнейшем.

Результатом повышения квалификации является ведение учителем опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы, которая может осуществляться по двум направлениям: по содержанию предмета и по педагогической проблематике. Мы выделили следующие блоки, по которым может строиться работа над темой по самообразованию: предметный общенаучный, предметно-методический и проблемно-квалификационный. Каждый блок имеет свою специфику для образовательных областей.

  1. Предметный общенаучный блок:
  • Философско-методологические основы изучения области предметного педагогического знания (русский язык, химия и т. д.);
  • Актуальные проблемы развития науки и их отражение в предметных областях педагогического знания;
  • Психолого-педагогические основы освоения предметного содержания;
  • Информационные технологии их использование в предметных областях педагогического знания;
  • Современные концепции содержания образования;
  • Методы и технологии проектирования образовательных программ.

 

  1. Предметно-методический блок:
  • Актуальные вопросы общей методики;
  • Новое содержание образования (вариативность программ и учебников);
  • Трудные вопросы в изучении нового содержания образования;
  • Урок в системе развивающего обучения;
  • Система диагностических работ по предмету;
  • Проблема аттестации по уровню обученности и обучаемости.

 

  1. Проблемно-квалификационный блок:
  • Методологическая и рефлексивная культура учителя;
  • Системное видение педагогической реальности;
  • Формирование проектной культуры и творческих способностей учителя;
  • Освоение предметной области и нового содержания образования:
  • Использование инновационных педагогических технологий;
  • Моделирование образовательных программ.

 

Для организации качественной работы над методическими темами по самообразованию учителей необходимо соблюдать следующие условия:

  • Технология работы над методическими темами по самообразованию основывается на особенностях деятельности школы;
  • При организации работы над методическими темами по самообразованию учитывается личные и профессиональные качества учителей;
  • В процессе данной исследовательской деятельности создаются условия для выявления и развития одарённых детей;
  • Используется интегративный подход;
  • Профессиональная деятельность и развитие педагогов являются способом развития учащихся и повышения качества образования.

 

Предлагаем вашему вниманию возможный вариант организации работы в школе над методической темой по самообразованию учителей.

 

Положение (примерное)

о работе над методической темой по самообразованию учителей

 

  1. Общие положения
    • . Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании», типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом школы.
    • . Уровень сформированности профессионализма зависит от характера отношения к нему, степени заинтересованности педагога в актуализации своего творческого потенциала. Профессионализм является высшей ступенью выражения ценностного отношения педагога к своей деятельности. Он характеризуется уровнем компетентности, психологической и педагогической эрудированностью, пониманием требований, предъявляемых к нему государством и обществом; видением цели своей деятельности, знанием путей и средств ее достижения, психолого-педагогической, методической и специальной литературы, практики обучения и воспитания учащихся, методов исследования педагогической деятельности, технологии их применения и др. Это должно найти применение в целях непрерывного самообразования учителей школы.
  2. Выбор темы.
    • . Учителю предоставляется право выбора темы самообразования.
    • . При выборе темы необходимо учитывать актуальность и важность темы, ее научно-теоретическое и практическое значение, степень освещенности данного вопроса в литературе, взаимосвязь выбранной темы с единой методической темой школы и методического объединения.
  3. Сроки работы над изучением темы.

1.1. В зависимости от обширности выбранной темы учитель может работать над ней от трех до пяти лет.

  1. Содержание программы самообразования.
    • . Тема самообразования.
    • . Цель изучения данной темы.
    • . План самообразования по форме:

 

Этапы

работы

Содержание деятельности

Сроки

Подведение итогов

1.

Поиск и составление библиографии по теме самообразования (список пополняется в течение времени самообразования)

сентябрь

На методическом объединении, на заседании творческой группы

 

2.

Изучение состояния выбранной проблемы с позиции теории и передовой педагогической практики. (Посещаются уроки, анализируется литература, проводится анкетирование и тестирование учащихся и учителей.)

Октябрь

декабрь

На методическом объединении, на заседании творческой группы

 

 

3

 

Проектирование собственного педагогического поиска. (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, разрабатываются критерии достижения целей, намечаются этапы продвижения в поиске.) Консультации у руководителей районных методических объединений, в Ленинградском областном институте развития образования).

январь

На методическом совете школы, заседаниях районных методических объединений, в Ленинградском областном институте развития образования

4

Опытно-экспериментальная проверка своего самообразовательного проекта на базе классов, где работает учитель. (Приглашает коллег для анализа, проводит срез работ по целям самообразования, фиксирует результаты в сравнительных таблицах, приходит к выводу – то ли получено, что планировано было получить.)

Февраль март

При анализе открытых уроков, собеседовании с руководителями методических объединений

5

Рефлексия. Оформление и представление результатов самообразования в виде методических рекомендаций, дидактических разработок, планов, реферата, статей и т.д.

Апрель май

Выступления педагогическом совете, методическом совете, на заседании методического объединения, на научно-практических конференциях, педагогических чтениях и т. д.

 

  1. Контроль за самообразованием педагогов.
    • В целях методического осуществления контроля за самообразованием педагогов в конце учебного года заполняется таблица:

Предмет

Ф.И.О.

Учителя

Этапы профессионального развития

 

Развитие своего опыта

Освоение чужого опыта

Освоение научной разработки

Создание новой практики через эксперимент

   

Проблема, по которой ведётся исследование

Изучение и анализ наработанного материала

Практико-ориентированный анализ

Программа опытно-экспериментального исследования

             

 

1.2. По итогам работы над темой самообразования заполняется лист «успешности учителя» и проводится корректировка профессионального развития каждого педагога, определяются коллективные и индивидуальные формы самообразования учителей.

 

 

Хочется также представить опыт работы школьной экспериментальной площадки: «Формирование духовно-нравственных потребностей школьников в учебно-воспитательном процессе».

 

Цель создания школьной экспериментальной площадки – развитие духовно-нравственных потребностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Задачи опытно-экспериментальной работы в рамках школьной площадки были следующими:

  1. Выявить доступные пути формирования духовно-нравственной личности школьников.
  2. Создать в школе педагогические условия для развития духовно-нравственных потребностей школьников.
  3. Сформировать мировоззрение школьников на основе выявленных духовно-нравственных потребностей.
  4. Повысить качество учебно-воспитательного процесса в целом.

 

Механизм реализации программы опытно-экспериментальной работы

 

Негативные явления в школьной образовательной среде

Управленческие шаги по преодолению препятствий

Ожидаемый результат

Низкий уровень мотивации учителей к инновационной деятельности в школе

Создание инициативной творческой группы учителей;

разнообразное стимулирование работы учителей творческой группы

Переход школы из режима функционирования в режим развития

Неподготовленность педагогического коллектива к перемещению акцентов в работе с обучения на развитие и воспитание

Обучение педагогов творческой группы через методические семинары, круглые столы, посещение лекций, конференций;

Заслушивание отчётов о ходе опытно-экспериментальной работы на заседаниях методических объединений, педагогических советах

 

Изменение профессионального сознания учителей школы;

осознание своей миссии прежде всего как учителя – воспитателя;

распространение опыта работы учителей творческой группы

Неумение учащихся осуществлять самовоспитание, саморазвитие, самообучение

Создание программы ученического самоуправления в школе

Становление и развитие ученического самоуправления в школе

 

 

План работы школьной экспериментальной площадки

 

Этапы работы

Содержание работы

Сроки испол-нения

Ответственные

Прогнозируемый результат

1. Диагно-стический этап.

Изучить философской, методической, психолого-педагогической литературы.

Проанализировать действующие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, мировой художественной культуре; государственные образовательные стандарты.

Изучить профессиональные возможности и потребности педагогов.

Изучить возможности возрастных групп учащихся для проведения экспериментальных исследований по теме.

2005-2006

Научный руководитель (НР), зам. дир. по УМР, педагог-психолог

Уточнение плана работы над темой.

 

 

Выбор разделов программ, тем для апробации экспериментальных материалов.

Определение ТГ учителей для участия в экспериментальной работе.

Выбор контрольных классов и классов, привлекаемых к участию в экспериментальной работе.

2.Прогно-стический этап.

Конкретизировать задачи экспериментальной работы.

 

 

 

 

 

Организовать констатирующий этапа экспериментальной работы с учащимися.

2006-2007

НР, зам. дир. по УМР, творческая группа учителей (ТГ)

Создание банка методов, средств исследования.

Определение критериальной базы.

Выявление уровня актуальности духовно-нравственных понятий для учащихся.

3.Органи-зационный этап.

Проанализировать духовно-нравственных проблем, актуальных для современного образования, в творческом наследии мыслителей, писателей, педагогов.

 

Изучить литературного, лингвистического, исторического, культурологического материала для экспериментальной работы.

Разработать анкеты для учащихся и преподавателей.

 

 

Разработать материалы элективных, факультативных курсов, систем уроков, внеклассных мероприятий;

Разработать программу ученического самоуправления.

 

Апробировать для учащихся 10-11 классов элективных курсов «История русской общественно-политической мысли России 19-20 веков», «Основы философской культуры» и др.

Апробировать системы уроков по предметам гуманитарного цикла, в начальных классах.

 

Организовать обучающего этапа экспериментальной работы с учащимися.

2007-2008

НР, зам. дир. по УМР, ТГ, педагог-психолог

Актуализация философско-педагогических, духовно-нравственных проблем в творчестве И. А. Ильина и других мыслителей.

Определение круга литературного, обществоведческого, культурологического материала.

 

 

Разработка творческих работ для учащихся, анкет для школьников и преподавателей.

Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность на различных предметах.

4. Практический этап.

Организовать работу эксперимента в рамках урочной и внеурочной деятельности, внеклассной работы.

 

 

 

Организовать формирующий этап экспериментальной работы с учащимися.

2008-2009

НР, зам. дир. по УМР, зам. дир. по ВР, ТГ, педагог-психолог

Переосмысление общечеловеческих мировоззренческих категорий; осознание школьниками необходимости духовно-нравственного роста.

5.Обобща-ющий этап.

Провести анализ экспериментальной работы, обобщить результаты на заседаниях ТГ, методических объединениях, педсоветах.

 

Организовать контрольный этапа экспериментальной работы с учащимися.

2009-2010

НР, зам. дир. по УМР, ТГ, педагог-психолог

Распространение опыта работы через участие в семинарах, конференциях; публикации.

 

Изменение духовно-нравственных потребностей

школьников.

 

Анализ результатов обученности в экспериментальных и контрольных классах, итоги анкетирования учащихся и педагогов, уровень развития школьного самоуправления позволили говорить о следующих результатах опытно-экспериментальной работы школы:

  • — произошла актуализация духовно-нравственных качеств учащихся, что подтверждается результатами анкетирования школьников и педагогов;
  • — изменились духовные потребности и ценностные смыслы учащихся под влиянием концепции обновления духовной личности, выявленной нами у И. А. Ильина;
  • — выявлены педагогические условия, влияющие на духовно-нравственное воспитание школьника в современном образовательном процессе: направленность учебно-воспитательного процесса на духовно-нравственное воспитание личности ученика; использование опыта отечественного духовно-нравственного воспитания в содержании образования; обеспечение органической взаимосвязи философско-культурологического и собственно педагогического потенциала образования;
  • — показана возможность привлечения на уроках дополнительного материала, что позволяет настраивать учащихся на дальнейшее изучение материала, внимательное прочтение художественного произведения, способствует формированию познавательного интереса к учебно-воспитательному процессу.

Таким образом, обращение к философско-педагогическим идеям И. А. Ильина выводит учащихся на новый путь осмысления учебного материала, способствует развитию их мировоззрения, помогает переосмыслить духовно-нравственные ценности, приводят к позитивным воспитательным достижениям не только в урочной, но и во внеурочной и внеклассной работе, способствует повышению качества учебно-воспитательного процесса в школе.