Сенашкина Юлия Викторовна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 3, г. Тосно, Ленинградская область

Я хочу представить описание интересной и полезной, на мой взгляд, новации в системе оценки качества образования в моей школе, которую мы реализуем в последние несколько лет. Это диагностика формирования метапредметных УУД на основе работ конкурса – исследования «ЭМУ – Эрудит».

Согласно плану внутришкольного контроля 2015 - 2016 учебного года в начальной школе была проведена диагностика формирования метапредметных УУД на основе работ конкурса – исследования «ЭМУ – Эрудит». В ней принимали участие 277 обучающихся 1 – 4 классов.

Согласно рейтингу результативности городских общеобразовательных учреждений наши участники метапредметного конкурса – исследования «ЭМУ – Эрудит» заняли 1 и 5 место в регионе. Средний результат по школе - 44,59%.

Данный мониторинг состоял из 4-х раундов, каждый из которых отвечал за проверку сформированности определенной группы УУД:

  • — Смелый- чтение, работа с текстом
  • — Умный - компетентность в решении проблем
  • — Ловкий - регулятивные
  • — Быстрый - познавательные и коммуникативные.

Диагностика метапредметных УУД включала анализ выполнения работы обучающихся по классам, по группам УУД и трудностям заданий.

 

  1. Анализ классов по результатам выполнения работы

(Портреты параллелей)

1 – е классы

Класс

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Работа с текстом

Познавательные УУД

Решение проблем

 

81%

25

40%

25

83%

26

85%

25

84%

26

71%

28

46%

28

71%

28

77%

28

71%

28

71%

30

32%

31

56%

25

77%

31

39%

27

Средний

%

74%

 

39%

 

70%

 

80%

 

65%

 
                       

 

 

2 – е классы

Класс

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Работа с текстом

Познавательные УУД

Решение проблем

 

47%

28

49%

28

45%

28

66%

28

30%

28

49%

20

46%

20

27%

20

50%

20

26%

20

44%

28

59%

28

40%

28

78%

28

33%

28

Средний

%

47%

 

51%

 

37%

 

65%

 

30%

 
                       

 

3 – и классы

Класс

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Работа с текстом

Познавательные УУД

Решение проблем

 

45%

24

64%

24

34%

24

76%

24

24%

24

57%

30

67%

30

63%

30

78%

30

49%

30

54%

25

65%

25

54%

25

70%

25

48%

25

Средний

%

52%

 

65%

 

50%

 

75%

 

40%

 
                       

 

4 – е классы

Класс

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Работа с текстом

Познавательные УУД

Решение проблем

 

51%

24

72%

24

51%

24

81%

24

34%

24

42%

15

77%

15

49%

15

76%

15

23%

15

Средний

%

46%

 

75%

 

50%

 

77%

 

29%

 
                       

Общие результаты по начальной школе

 

Выводы:

  • — В параллели 1-х классов высокий процент выполнения заданий, направленных на формирование регулятивных, познавательных УУД и работы с текстом. 2-е классы лучше справились с заданиями познавательного характера. Среди 3-их и 4-ых классов более высокий процент формирования коммуникативных и познавательных УУД.
  • — В целом обучающиеся 1 – 4 классов успешно выполняют задания, направленные на формирование познавательных УУД. Однако, затруднения вызывают задания на решение проблем.

 

  1. Анализ классов по группам умений

(Портреты классов)

Регулятивные УУД

Класс

Средний % по группе

Группа умений

Процент

   

1

Определение проблемы

88

67

71

58

52

48

58

53

44

61

46

59

2

Целеполагание и планирование деятельности

78

60

48

48

55

50

51

52

60

37

33

52

3

Применение технологий

60

60

75

41

25

23

1

38

36

59

35

41

4

Планирование ресурсов

94

78

80

32

55

50

76

76

72

50

46

64

5

Оценка результата или продукта деятельности

86

87

80

55

57

48

36

62

57

44

46

60

 

Средний % по классу

81

70

71

47

49

44

44

56

54

50

41

55

                               

Коммуникативные УУД

Класс

Средний %

Группа умений

Процент

   

1

Коммуникативно-речевые действия

40

46

31

49

46

59

64

66

65

72

76

56

Работа с текстом

Класс

Средний % по группе

Группа умений

Процент

   

1

Оценка и применение информации

85

73

66

38

25

39

37

51

53

65

70

55

2

Поиск и понимание информации

75

64

42

50

24

45

40

77

64

48

42

52

3

Представление и интерпретация текста

85

72

56

47

31

36

22

59

45

38

34

48

 

Средний % по классу

82

70

55

45

27

40

33

62

54

50

49

52

 

Познавательные УУД

Класс

Средний % по группе

Группа умений

Проценты

   

1

Анализ

81

65

88

77

81

90

93

74

64

88

92

81

2

Синтез

81

65

88

77

81

90

93

74

64

88

92

81

3

Сравнение

84

68

63

50

20

63

54

85

84

71

72

65

4

Аналогия

84

68

63

50

20

63

54

85

84

71

72

65

5

Классификация

91

95

75

72

50

80

75

78

63

76

53

73

6

Обобщение

91

95

75

72

50

80

75

78

63

76

53

73

7

Комбинаторика

80

82

80

60

50

80

83

70

68

91

98

77

 

Средний % по классу

85

76

75

66

50

78

74

79

70

78

72

73

Решение проблем

Класс

Средний % по группе

Группа умений

Проценты

   

1

Принятие решения

76

75

45

39

45

53

25

66

80

34

28

51

2

Анализ и планирование

91

63

27

9

8

7

20

42

36

38

17

33

3

Внезапно возникшие неполадки

84

73

43

41

23

36

25

36

26

27

22

37

 

Средний % по классу

84

70

33

30

25

32

23

48

47

33

22

40

 

Общие результаты по начальной школе

Выводы:

1. В параллели 1-х классов высокий процент выполнения заданий, направленных на формирование регулятивных, познавательных УУД и работы с текстом. 2-е классы лучше справились с заданиями познавательного характера. Среди 3-их и 4- ых классов более высокий процент формирования коммуникативных и познавательных УУД.

2. В целом обучающиеся 1 – 4 классов успешно выполняют задания, направленные на формирование познавательных УУД. Однако, затруднения вызывают задания на решение проблем.

III. Анализ классов по трудностям заданий

(Потенциалы классов)

Общие результаты по начальной школе

 

Вывод: от 61 до 77% обучающиеся 1 – 4 классов задания конкурса – исследования считали легкими, особенно на формирование познавательных и коммуникативных УУД. Для 27 - 46% детей задания были средней степени трудности в зависимости от вида формируемых УУД. Трудными оказались задания для 4 – 20 % обучающихся.

Общий вывод: В результате проведенной диагностики метапредметных УУД установлено, что обучающиеся 1 - 4 классов показали высокий уровень сформированности познавательных УУД, средний - регулятивных, коммуникативных УУД, работы с текстом. Трудности возникают при формирования умения решать проблемы.

Рекомендации учителям начальных классов:

  1. проанализировать возможные причины трудностей при формировании умений решать проблемы, определить пути их устранения.
  2. на родительских собраниях довести результаты диагностики до сведения родителей.