Бородулина Анна Александровна, заместитель директора по УВР, МОУ «Запорожская ООШ», Приозерский район, Ленинградская область

Я считаю, что наиболее интересной и полезной новацией в школе может быть Специальный документ, разработанный в соответствии с существующими приоритетами развития и готовности администрации и педагогического коллектива стремиться к удовлетворению потребностей потребителей образовательных услуг как приоритетному направлению своей работы. Цели данного документа формулируются исходя из стремления:

- повысить удовлетворенность потребителей оказываемыми образовательными услугами,

- придать реализуемым образовательным программам большую социальную ориентацию,

- повысить конкурентоспособности школы на рынке образовательных услуг региона.

Школа рассматривает в качестве потребителей своих услуг следующие группы населения и организации: воспитанников и учащихся, их родителей; средние специальные и высшие учеб­ные заведения, а также общество, интересы которого представляют государственные органы управления образования

Деятельность школы, направленная на улучшение качества оказываемых потребителям услуг, строится в соответствии с идеями концепции Всеобщего управления качеством, основывается на положениях Федеральной программы модернизации образования в Российской Федерации (на период до 2010 года) и подходах к оценке качества образования, разрабатываемыми в педагогической науке.

Механизмами (средствами), обеспечивающими повышение удовлетворенности потребителей образовательными услугами и рост конкурентоспособности школы, является:

  • создание нормативно-правовых и учебно-методических документов, обеспечивающих индивидуализацию образовательно-воспитательного процесса;
  • проектирование согласованного содержания и организационно-педагогических условий реализации образовательных программ на всех ступенях обучения, с разносторонней оценкой их качества с точки зрения влияния на развитие обучающихся;
  • включение обучающихся и их родителей в управление образовательным процессом на основе вариативных форм согласования позиций всех участников образовательно-воспитательного процесса и расширения общественного характера управления школой;
  • поиск механизмов отслеживания качественных характеристик образовательных услуг по двум группам индикаторов: психолого-педагогические показатели и учебные характеристики; социальные показатели (степень удовлетворенности потребителей услугами, востребованность школы среди населения и др.);
  • отработка системы информационного и ресурсного обеспечения внутришкольной структуры управления качеством.

Ключевым инструментом управления качеством можно считать Программу развития школы, разрабатываемую обычно на трех-, пятилетний период. В Программе развития априори содержится установка на повышение качества образовательных услуг, оказываемых школой, что часто отражается в таких целях, как совершенствование практики работы образовательного уч­реждения или обеспечение динамичного развития организации на основе анализа имеющихся условий и ресурсов, прогноза перспек­тивы их изменений.

Качество образования в нашей организации сейчас не может устраивать, т.к. показатели на муниципальном уровне низкие. Для того, чтобы исправить положение разрабатывается план мероприятий, дорожная карта «Повышение мотивации к учению, как средство повышения качества образования». Привлекаются молодые инициативные и целеустремлённые сотрудники. Отводятся дополнительные часы для работы с отстающими и одаренными детьми. Совместно разрабатываются проекты, наиболее значимые и интересные: «Школьное самоуправление»; «Сто дорог, одна твоя».

Невозможно повышать качество образования, не ориентируясь на стандарты ИСО и международную практику, т.к. данный норматив существует уже 25 лет. Цель системы управления качеством ИСО состоит в том, чтобы создать набор требований, соблюдение которых поможет гарантировать высокое качество работы и надёжность конкретной организации. Стандарты ИСО обеспечивают достижение преимущества почти во всех отраслях деятельности, включая, здравоохранение, информация и коммуникационные технологии, окружающая среда, энергия, безопасность, управление качеством образования и сферой услуг. Россия уникальна и должна строить свою систему с учетом менталитета, природных условий и т.д., но при этом невозможно отвергать и отгораживаться от международной практики.