Логинова Н. Ю., ведущий специалист автономного учреждения Удмуртской республики "Региональный центр информатизации и оценки качества образования", Удмуртская Республика, г. Ижевск

 

Разработка оптимальной модели оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных как для системы образования в большинстве регионов Российской Федерации. Актуальность обусловлена тем, что внутришкольная оценка качества образования в завершенном виде не разработана в Российской Федерации. В статье 2 Закона «Об образовании в Российской Федерации» под качеством образования понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающихся, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной программы.

Анализ существующих практик показывает, что оценка качества образования чаще всего сводится к оценке качества обучения. Но результат обучения невозможно оценить без условий, в которых формируется личность. Значит, оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся и весь образовательный процесс в целом.

Исходя из того, что ВСОКО формируется в соответствии с системой внутришкольного контроля, образовательная организация, реагируя на запросы рынка образовательных услуг, не может в одиночку сформировать собственную модель оценки качества образования, потому что получение объективной информации о функционировании и развитии ВШСОКО в том или ином регионе потребует отработанных критериев и качественного инструментария, а затем и предоставления достоверной информации всем участникам образовательных отношений для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений.

Хотя главным объектом ВШСОКО являются обучающийся, его личностные достижения и результаты, однако, они не дают исчерпывающей информации, и для принятия управленческих решений необходимы дополнительные данные о деятельности образовательной организации, компетентности работников.

Кроме всего прочего, важно обратить во внимание степень доступности образовательных услуг с учетом социума, где находится образовательная организация и реальных возможностей обучающихся, которые получают образование в данной образовательной организации и достигают тех или иных образовательных результатов.

А интерпретация и анализ статистических данных той или иной образовательной организации с применением кластерного анализа помогут образовательным организациям стать уникальными, неповторимыми и конкурентоспособными.

Я предлагаю примерный перечень региональных показателей системы оценки качества образования, позволяющий провести сопоставительный анализ образовательных систем муниципальных районов и городских округов в регионе (приложение 1).

Таким образом, считаю, что:

-критерии и показатели ВШСОКО являются открытыми, потому что имеют связь с внутренними и внешними участниками образовательного процесса;

-динамичными, так как в любой момент можно внести изменения в требования, что приведет к изменению в показателях и критериях;

-центральным объектом являются учебные и внеучебные достижения обучающихся.

С применением единых критериев и показателей возможно получить анализ о состоянии качества образования не только в школе, но и в регионе в целом.

На основе анализа собранной информации возможно провести педагогическое прогнозирование дальнейших образовательных результатов каждой образовательной организации и региона в целом.

Приложение 1

Перечень региональных показателей и исходных данных для сопоставительного анализа внутришкольных систем оценки качества образования в муниципальных районах и городских округах региона

Наименование показателя

Единица измерения

Исходные данные

Источник получения информации

1.Показатели, характеризующие контингент обучающихся

1.1

Доля обучающихся в классах с углубленным изучением отдельных предметов

%

Общая численность обучающихся

форма федерального статистического наблюдения

1.2.

Доля обучающихся, занятых в системе дополнительного образования

%

Общая численность обучающихся

форма федерального статистического наблюдения

1.3.

Доля обучающихся по адаптивным основным и/или дополнительным образовательным программам

%

Общая численность обучающихся

форма федерального статистического наблюдения

1.4.

Доля обучающихся состоящих на различных видах учета

%

Общая численность обучающихся

Данные МОиН

2.Показатели, характеризующие образовательные результаты образовательной организации

2.1.

Доля обучающихся, принявших участие в региональных/всероссийских/международных олимпиадах/конкурсах, соревнованиях

%

Общая численность обучающихся

Данные МОиН

2.2.

Доля обучающихся, ставших победителями и призерами региональных/ всероссийских/международных олимпиад/конкурсов, соревнований

%

Общая численность обучающихся, принявших участие в региональных/всероссийских/международных олимпиадах/конкурсах, соревнованиях

Данные МОиН

2.3.

Доля обучающихся, принявших участие в диагностическом анкетировании НИКО

%

Общая численность обучающихся

Данные МОиН

2.4.

Доля обучающихся, принявших участие в оценочной процедуре ВПР

%

Общая численность обучающихся

Данные МОиН

Дополнительные показатели

2.5.

Доля педагогов, принявших участие в международном сравнительном исследовании педагогического корпуса TALLIS

%

Общая численность педагогов

Данные МОиН

2.6.

Доля педагогов, принявших участие в апробации модели уровневой оценки компетенции учителей ИКУ

%

Общая численность педагогов

Данные МОиН

2.7.

Доля педагогов, имеющих профессиональные достижения в региональных/ всероссийских/международных олимпиадах/конкурсах, соревнованиях

%

Общая численность педагогов, принявших участие в региональных/ всероссийских/международных олимпиадах/конкурсах, соревнованиях

Данные МОиН

2.8.

Доля обучающихся, имеющих возможность обучения по основным и/или дополнительным образовательным программам с применением дистанционных образовательных технологий

%

Общая численность обучающихся

форма федерального статистического наблюдения

2.9.

Доля обучающихся по основным и/или дополнительным образовательным программам с использованием сетевой формы обучения

%

Общая численность обучающихся

АИС-Мониторинг, форма федерального статистического наблюдения №ОО-1

2.10.

Доля обучающихся по основным и/или дополнительным образовательным программам с использованием электронного обучения

%

Общая численность обучающихся

АИС-Мониторинг, форма федерального статистического наблюдения №ОО-1

2.11.

Доля родителей (законных представителей) обучающихся, удовлетворенных качеством образовательной деятельности

%

Общая численность родителей (законных представителей), принявших участие в анкетировании

Результаты НОК ОД

2.12.

Доля образовательных организаций, которые выбрали родители (законные представители) для обучения своих детей по причине отсутствия других вариантов

%

Общее число образовательных организаций, принявших участие в НОК ОД

Результаты НОК ОД

3.Показатели, характеризующие кадровый потенциал образовательной организации

3.1.

Доля педагогов с высшим образованием

%

Общая численность педагогов

форма федерального статистического наблюдения

3.2.

Доля педагогов высшей категории

%

Общая численность педагогов

форма федерального статистического наблюдения

3.3.

Доля педагогов в возрасте до 35 лет

%

Общая численность педагогов

форма федерального статистического наблюдения

3.4.

Доля педагогов - пенсионеров

%

Общая численность педагогов

форма федерального статистического наблюдения

3.5.

Доля педагогов, прошедших повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС

%

Общая численность педагогов

форма федерального статистического наблюдения

3.6.

Доля педагогов, имеющих ученую степень и/или ученое звание

%

Общая численность педагогов

форма федерального статистического наблюдения

3.7.

Доля педагогов дополнительного образования

%

Общая численность педагогов

форма федерального статистического наблюдения

4. Показатели, характеризующие современные условия образовательной организации

4.1.

Доля образовательных организаций, в которых имеется доступ к сети Интернет

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.2.

Доля образовательных организаций, в которых имеется кабинет с интерактивным комплектом и выходом в сеть «Интернет», доступный для использования обучающимися

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.3.

Доля образовательных организаций, в которых имеется мультимедийный проектор

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.4.

Доля образовательных организаций, в которых имеется интерактивная доска

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.5.

Доля образовательных организаций, в которых имеются персональные компьютеры

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.6.

Доля образовательных организаций, имеющих электронный документооборот (например, запись в школу/детский сад/ организацию дополнительного образования, ответы на обращения и др.)

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.7.

Доля образовательных организаций, использующих безбумажный вариант ведения классных журналов, дневников (электронный журнал, электронный дневник)

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.8.

Доля образовательных организаций, имеющих электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся (например, версии учебных пособий, учебников)

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.9.

Доля образовательных организаций, использующих сетевую форму обучения при реализации основных и/или дополнительных образовательных программ

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.10.

Доля образовательных организаций, использующих дистанционные образовательные технологии при реализации основных и/или дополнительных образовательных программ

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.11.

Доля образовательных организаций, использующих электронное обучение при реализации основных и/или дополнительных образовательных программ

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.12.

Доля образовательных организаций, имеющих библиотеку/медиатеку (электронную библиотеку)

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.13.

Доля образовательных организаций, имеющие все виды благоустройства (водопровод, центральное отопление, канализацию)

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.14.

Доля образовательных организаций, имеющих здания, которые нуждаются в капитальном ремонте

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.15.

Доля образовательных организаций, имеющих здания, которые находится в аварийном состоянии

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.16.

Доля образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

4.17.

Доля образовательных организаций, имеющих вакантные педагогические должности

%

Общая численность организаций

форма федерального статистического наблюдения

5. Показатели, характеризующие охрану и укрепление здоровья обучающихся

5.1.

Доля образовательных организаций, имеющих собственный или на условиях договора пользования спортивный зал

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

5.2.

Доля образовательных организаций, имеющих собственный или на условиях договора пользования закрытый плавательный бассейн

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

5.3.

Доля образовательных организаций, использующих адаптированные образовательные программы

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

5.4.

Доля образовательных организаций, имеющих средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

5.5.

Доля образовательных организаций, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

5.6.

Доля образовательных организаций, имеющих версию официального сайта образовательной организации в сети "Интернет" для слабовидящих (для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

%

Общее число образовательных организаций

Мониторинг официальных сайтов образовательных организаций

5.7.

Доля образовательных организаций, имеющие собственный или на условиях договора пользования лицензированный медицинский кабинет

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

5.8.

Доля образовательных организаций, имеющих собственную или на условиях договора пользования столовую/буфет с горячим питанием

%

Общее число образовательных организаций

форма федерального статистического наблюдения

6. Показатели, характеризующие финансово - экономические условия образовательной организации

6.1.

Доля образовательных организаций выполнивших государственное (муниципальное) задание на 100%

%

Общее число образовательных организаций

Данные МОиН

6.2.

Доля образовательных организаций имеющих дополнительные платные образовательные услуги

%

Общее число образовательных организаций

Мониторинг официальных сайтов образовательных организаций

6.3.

Доля образовательных организаций, в которых средняя заработная плата педагогических работников соответствует «майским указам» Президента РФ

%

Фонд начисленной заработной платы педагогических работников

форма федерального статистического наблюдения

6.4.

Доля образовательных организаций, в которых средняя заработная плата руководителей образовательных организаций соответствует «майским указам» Президента РФ

%

Фонд начисленной заработной платы руководителей

форма федерального статистического наблюдения

6.5.

Доля образовательных организаций, в которых средние нормативные затраты на приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения и воспитания, игр, игрушек в расчете на одного обучающегося соответствуют отраслевым нормативным документам регионального уровня

%

Текущее бюджетное финансирование на прочие расходы

Данные МОиН