Выходные данные: Индикаторы состояния системы образования в 2017 году. Греция / науч. ред. А.А. Аринушкина, А.Ю. Сергиенко; пер. с англ.  А.Ю. Сергиенко // КУРСОБР: [портал]. URL: https://www.kursobr.ru/opyt-i-innovatsii/802-indikatory-sostoyaniya-sistemy-obrazovaniya-v-2017-godu-gretsiya.html

Научное редактирование: главный научный сотрудник ФГБНУ "ИУО РАО", д-р пед.наук, Аринушкина А.А.;  начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

Перевод:  начальник отдела СПБ ИУО РАО, канд.пед.наук, Сергиенко А.Ю.

 1. Ключевые индикаторы

 

Греция

В среднем по Евросоюзу

 

2013

2016

2013

2016

Целевые индикаторы в области образования и подготовки 2020

 

 

 

 

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Всего

10,1%

6,2 %

11,9 %

10,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Всего

34,9 %

42,7 %

37,1 %

39,1 %

Охват системой образования и ухода за детьми младшего возраста (с 4 лет до первой ступени основного общего образования)

 

75,2 %12

79,6 %15

93,9 %12

94,8 %15

Доля слабо успевающих  учащихся в возрасте 15 лет по:

чтению

22,6 %12

27,3 %15

17,8 %12

19,7 %15

математике

35,7 %12

35,8 %15

22,1 %12

22,2 %15

естественным наукам

25,5 %12

32,7 %15

16,6 %12

20,6 %15

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

Уровни образования 3-8 по ISCED (всего)

40,0 %

49,2 %

75,4 %

78,2 %

Охват взрослого населения  образованием на протяжении жизни (возраст 25-64)

Уровни образования 0-8 по ISCED (всего)

3,2 %

4,0 %

10,7 %

10,8 %

Другие контекстные индикаторы

Инвестиции в образование

Государственные расходы на образование в процентах от ВНП

4,6 %

 

4,3 %15

5,0 %

4,9 %15

Расходы на общественные и частные заведения в расчете на одного учащегося (в евро)

ISCED 1-2

 

:

:14

:

: 14

ISCED 3-4

 

:

:14

:

: 14

ISCED5-8

:

:14

:

: 14

Учащиеся, рано покидающие образование и подготовку (возраст 18-24)

Родившиеся в Греции

7,5 %

5,5 %

11,0 %

9,8 %

Родившиеся не в Греции

35,7 %

18,1 %

21,9 %

19,7 %

Доля населения с третичным образованием (возраст 30-34)

Родившиеся в Греции

38,2 %

46,5 %

37,8 %

39,9 %

Родившиеся не в Греции

11,8 %

12,3 %

33,4 %

35,3 %

Уровень занятости выпускников в соответствии с полученным образованием (возраст 20-34, закончившие обучение за 1-3 года до отчетного года).

ISCED 3-4

 

29,7 %

37,8 %

69,4 %

72,6 %

ISCED5-8

45,4 %

55,0 %

80,7 %

82,8 %

Мобильность в образовании

Внутренняя мобильность выпускников (бакалавры)

:

:15

5,5 %

6,0 %15

Внутренняя мобильность выпускников (магистры)

:

:15

13,6 %

15,1 %15

Источники: Евростат  (см. раздел 9); OECD (PISA). Примечания: данные относятся к средневзвешенному показателю по ЕС, при этом количество стран зависит от источника; b – разрыв временного ряда; d – определения отличаются; е - расчётное значение, p – промежуточное значение; u – низкая надежность; 12 – 2012; 14 – 2014, 15 – 2015.  Данные о мобильности в образовании по ЕС рассчитаны управлением DGEACна основеимеющихся данных по странам за все годы. Другую информацию можно найти в соответствующем разделе Тома 1 (ec.europa.eu/education/monitor).


Рисунок 1. Расположение относительно самых сильных (внешнее кольцо) и самых слабых (в центре) субъектов

 

Источник: данные DG Education and Culture на основе данных Евростат (LFS 2016) и OECD (PISA 2015).

Примечания: все значения находятся между максимумом (страны с самыми высокими показателями, представленными внешним кольцом) и минимумом (страны с самыми низкими показателями, ближе к центру фигуры).

 2.Основные тезисы

 

- Число учащихся с низкими результатами по естественным наукам, математике и чтению, как показало тестирование PISA, выше среднего показателя ЕС, и особо велико среди детей из семей мигрантов. Пол и социально-экономический статус оказывают большое влияние на образовательные результаты учащихся.

- Число граждан, имеющих третичное образование, достаточно велико, однако уровень занятости недавних выпускников остается низким. Приобретаемые навыки пока недостаточно соответствуют потребностям рынка труда на макроэкономическом уровне,что приводит к значительному оттоку высококвалифицированных работников.

- Новые политические меры направлены на повышение качества школьного образования, но меры по предоставлению большей свободы и повышению эффективности пока не приносят серьезных результатов.

- Греция прилагает значительные усилия по предоставлению образовательных возможностей детям беженцев, но ряд проблем, касающихся интеграции беженцев в систему общего образования, пока остается.

- Проводится реформирование системы профессионального образования и подготовки, при этом требуются дополнительные меры в сфере повышения привлекательности этого образования и повышения количества учащихся.

3. Борьба с неравенством и поддержка инклюзии

 

Низкие образовательные результаты учащихся вызывают обеспокоенность. Результаты тестирования PISA 2015 показали, что доля учащихся с низкими результатами по математике остается по прежнему значительной(в 2015 году – 35,8 %). Этот показатель для 15-летних школьников по естественным наукам оказался равен 32,7 %, что больше на 7,2 пп. по сравнению с 2012 годом. Доля учащихся, имеющих низкие результаты по чтению, выросла на 4,7 пп. и достигла 27,3 %.

Значимость разницы образовательных результатов для разных социальных групп высока. Гендерные различия особенно заметны в результатах по чтению, где результаты у девочек лучше на 14,9 пп., чем у мальчиков.Среди учеников, которые родились за пределами Греции, доля плохо успевающих значительно, особенно в области естественных наук (57,9 %) – разрыв в достижениях между учениками из семей коренного населения и семей мигрантов составляет 21,4 пп. Проблема равенства в образовании особенно прослеживается в крайне высокой концентрации учащихся с низкими результатами по естественным наукам среди принадлежащих к самой нижней квартили  индекса PISA по экономическому, социальному и культурному статусу (49,8 %), что на 35,1 пп. выше, среди учащихся из верхней квартили. Также беспокойство вызывает сравнительно низкая доля (18 %) (сноска: более низкие значения только у Кипра, Болгарии и Словакии)стабильных учеников – т.е. выходцев из нижней социально-экономической квартили, но показывающих высокие результаты по сравнению с учениками, имеющими такой же социально-экономический статус, по всему миру.

Число детей, бросающих школу, постепенно снижается, хотя данные по детям из семей коренного населения и приезжих значительно различаются. Доля детей, бросивших школу, в 2016 году снизилась на 1,7 пп. до 6,2 %, что является одним из самых низких показателей в ЕС и намного ниже национального ориентира Europe 2020 (10 %) (см.рисунок 2). Хотя гендерный разрыв небольшой (1,8 пп.), зависимость данных от региона и места рождения ученика остаются значительными. Число бросивших школу учащихся из семей негреческого происхождения снизилось в два раза по сравнению с 2012 годом (18,1 %), но превышает показатель для учащихся из семей коренного населения (5,5 %) более чем в три раза. 

Количество учеников, бросивших школу, зависит от типа школы и региона. Большая часть детей мигрантов идет учиться в секторе профессионального образования и подготовки (VET), где процент бросающих обучение самый большой (сноска: Хотя число бросивших школу и показатель ESL связаны, к числу бросивших школу относятся только те, кто не получили никакой квалификации, а показатель ESL включает тех, у кого есть квалификация не выше уровня ISCED 2) (11 %) в соответствии с данными, полученными Наблюдательным советом Института образовательной политики (IEP) (см. рисунок 2) (сноска: IEP показывает 11 % для средних профессиональных школ по сравнению со следующим по величине уровнем 4,2 % для младших средних (общеобразовательных) школ). Восточная Македония и Фракия, в которых проживает много представителей меньшинств и мигрантов, показывают самый высокий процент учащихся, бросивших школу в стране. Самый высокий процент учащихся, бросающих школу на уровне старшей средней школы, наблюдается на Кикладских и Ионических островах, на что влияет существующий там сезонный тип трудоустройства в туристическом секторе (European Commission 2014).

 

 

Рисунок 2. Количество учащихся, бросивших обучение (возраст 18-24 лет) в Греции и ЕС (слева), и зависимость числа бросивших школу учащихся от типа школы в Греции в 2016 году (справа)

 

Охват детей системой дошкольного образования и ухода остается ниже, чем в среднем по ЕС. Доля 4-летних детей, посещающих детские сады (ECEC), в 2015 году составила 79,6 % (сноска: Национальные исследования показывают более низкие данные – 76,4 % (KANEP 2017)). Это существенно ниже, чем в среднем по ЕС (94,8 %). Правительство может повлиять на рост этого показателя, если снизит возраст начала обязательного дошкольного образования с 5 до 4 лет, как об этом было объявлено (сноска: По плану в течение трех лет (см. вставку 1)).

В секторе дошкольного образования и ухода (ECEC) наблюдаются проблемы доступности, обеспечения и контроля качества. Обеспечение дошкольников до 4 лет услугами образовательными услугами остается фрагментарным, что привело к росту предложения подобных услуг на дому (Resa 2016). Если официальная процедура найма персонала гарантирует определенный контроль качества, для государственных и частных центров по уходу за детьми это не так (т.е. тех, где обслуживаются дети до 5 лет). Подготовка педагогов и контроль качества педагогической/образовательной деятельности ограничены, и оценивание временно не проводится(Resa 2016).

Проводятся мероприятия по привлечению цыган к получению образования. В 2016 году в целях содействия обучению малоимущих групп населения (см. вставку 1) Министерство образования, науки и религии (MoE) при поддержке структурных фондов ЕС утвердило реализацию Программы по интеграции и обучению детей цыган. Целью программы является повышение доступа к дошкольному образованию для цыганских детей, их систематическое обучение в начальной и средней школе и реинтеграция тех из них, кто бросил школу, не окончив (сноска: http://www.minedu.gov.gr/news/24365-11-10-16-programma-gia-tin-entaksi-kai-ekpaidefsi-ton-aidion-roma). Несмотря на то, что для всех детей обучение в общеобразовательной школе является обязательным, только 69 % цыганских детей в 2016 обучались в школах. Проблемой остается сегрегация школ вследствие концентрации цыган в отдельных районах. Почти половина (48 %) детей цыган в возрасте 6-15 лет учится в школах, где все или почти все их одноклассники – цыгане (FRA 2016).

Вставка 1: Образование для детей беженцев

Для большого числа недавних беженцев Греция стала транзитной страной. Хотя только в 2015 году границу Греции пересекли 817 175 беженцев, по данным за 2017 года в стране проживает около 62 000 беженцев. Интеграция беженцев, имеющих как постоянный, так и временный статус,является очень актуальным вопросом. Первые структурные подразделения, занимающиеся вопросами обучения беженцев (DYEPs) (сноска: By Joint Ministerial Decision (JMD) 180647/GD4 /2016 published in FEK 3502/2016/Β/31-10-2016), открылись в октябре 2016 года для детей до 15 лет, живущих в центрах размещения беженцев (RACs) и других местах размещения. Эгейские острова, которые несут основное бремя наплыва беженцев, исключены из действия этих центров на том основании, что там беженцы проживают временно.

По последним оценкам в Греции проживает более 20 000 детей беженцев, 48 % из которых школьного возраста (4-15 лет), а 12 % - дошкольного (Ministry of Education, 2017). В течение 2016/2017 учебного года 111 центров осуществляли их обучение большей частью на школьных кампусах рядом с центрами размещения в послеурочное время. Проводилось обучение таким предметам, как греческий язык как иностранный, английский язык, математика и ИКТ, физкультура и творчество. Широкий выбор материалов для обучения детей беженцев был размещен IEP онлайн (сноска: http://iep.edu.gr/el/component/k2/content/5-ekpaidefsi-prosfygon). Обучение проводят временно нанятые преподаватели; к марту около 2 600 детей из 145 классов отучились в центрах. К тому же, ряд НПО предлагают услуги в секторе неформального образования. По некоторым данным 2 000 детей отучились в общеобразовательных школах.

Хотя ответные меры на потребность в образовании детей беженцев были введены недостаточно быстро вслед за кризисом 2015 года, они были достаточно гибкими и быстрыми. Учебные годы 2016/2017 и 2017/2018 стали переходными в процессе постепенной интеграции детей беженцев в систему обычного общего образования. Основными препятствиями на этом пути остаются обеспечение поддержки подготовки педагогов, забота о детях дошкольного и послешкольного возраста (после 15 лет), налаживание связей между центрами и местным сообществом, чтобы не усиливать и без того значительную изоляцию детей беженцев; решение проблем с обучением беженцев на островах;и повышение мотивации беженцев к учебе.

https://www.minedu.gov.gr/tothema-prosfigiko-m

4. Инвестиции в образование и профессиональную подготовку

 

Система образования продолжает испытывать трудности, связанные с недостатком государственного финансирования. Государственные расходы на образование в 2015 году составили 4,3 % от ВВП, что ниже, чем в 2014 году (4,4 %) и 2013 году (4,6 %), и ниже, чем среднее значение по ЕС (4,9 %). Серьезный кризис очевиден, если посмотреть на долю расходов на образование по отношению к общим государственным расходам, которая снизилась с 8,7 % в 2014 году до 7,8 % в 2015 году, и ниже, чем во всех других странах ЕС. 

Частные домохозяйства вынуждены оплачивать большую часть стоимости обучения. По национальным данным низкий уровень государственных расходов частично компенсируется растущими частными расходами, которые для уровня среднего образования почти сравнялись по величине с государственными расходами (сноска: в 2014 году) (KANEP 2017). Это вызывает вопросы о равенстве возможностей, особенно если учесть средства, уходящие в сферу теневого образования, доля которого в расходах на частное образование превысила в 2014 году 40 % (KANEP 2017). В феврале 2017 года был сформирован межпартийный комитет по экономике образования с целью оценки реальной финансовой стоимости системы образования от дошкольного уровня до университетского, и определения области развития, включая расходы на потенциальные изменения.

Значительные демографические изменения коснутся всех уровней системы образования. Ожидается, что к 2050 году население Греции уменьшится на 14,5 % по сравнению с сегодняшним уровнем. Средний возраст по оценкам вырастет с 43,4 до 52,8 лет, что на 5 лет больше, чем ожидается в среднем по ЕС (сноска: Оценка проведена по ЕС-28) (VID 2016). В течение следующих 10 лет количество 5-летних детей (что соответствует началу обязательного образования) снизится на 27 % (сноска: данные Евростат). За тот же период доля школьников в возрасте 7-14 лет снизится больше, чем на 17 %. Хотя предполагается к 2027 году небольшой рост оканчивающих обязательное образование и поступающих в профессиональные учебные заведения (VET), учреждения послешкольного или третичного образования (15-19 лет), прогнозы на период после 20 лет говорят о снижении этих значений на 23 % по сравнению с 2017 годом. Эти прогнозы подчеркивают как вызовы, так и возможности для рационализации на разных уровнях образования и адаптации к изменяющейся структуре общества, включая развитие возможностей обучения на протяжении жизни.

Рисунок 3. Прогноз демографических изменений в Греции для разных возрастных групп (2017-2037)

 

Источник: Евростат (Демографический прогноз на 2017-2040 гг.) Код онлайн данных: proj_15npms.

Уровень занятости недавних выпускников вырос, но пока остается очень низким. На фоне постоянного экономического кризиса общий уровень занятости в Греции остается самым высоким в ЕС – 23,6 % в 2016 году, при этом занятость молодежи (15-24 лет) составляет всего 47,3 %. Несмотря на спад по сравнению с 2015 годом, уровень занятости недавних выпускников системы третичного образования (ISCED 5-8) в 2016 году составил 55 % и стал самым низким среди стран ЕС-28 и пока очень далек от среднего по ЕС значения в 82,2 %. То же самое происходит с занятостью выпускниковсредней школы и среднего специального образования(ISCED 3-4): уровень их занятости немного повысился до 37,8 %, но остается намного ниже, чем в других странах ЕС. В 2016 году доля молодых людей (15-29 лет), которые не работают и не учатся, составила 22,2 %, что ниже, чем во всех других странах, кроме Болгарии.

5. Модернизация школьного образования

 

Процедура назначения руководителей школ изменилась. В марте 2017 года Верховный суд объявил, что выборы директоров школ тайным голосованием учителей не соответствуют конституции. В этой связи в мае появился новый закон, который отменил эту процедуру, но все еще разрешает учителям анонимно выражать свое мнение, которое может быть принято во внимание при назначении директоров Региональными советами по образованию. Пока не понятно, насколько весомым является мнение учителей в этом процессе.

Предпринимаются новые попытки создания культуры оценивания в школах, однако не хватает организации мер по сопоставимости и контролируемости. В Греции в рамках трехлетнего плана введена процедура самооценки школьных коллективов и руководителей школ (см. вставку 2). Это является важным шагом к восстановлению культуры проведения оценок, мероприятия по которым были заморожены в 2014 году. Однако объективные и универсальные критерии оценивания, создающие основу для сопоставимых и надежных результатов, пока не разработаны. В настоящее время самооценка школьных коллективов проводится ими в начале каждого учебного года, а в конце – анализируется. Эта информация не публикуется в обязательном порядке и не влечет последствий. Хотя добровольное самосовершенствование и коллективные решения учителей являются важными мерами по укреплению доверия, оценивание должно проводиться по отношению к самим учителям и включать сравнимые критерии оценки, внешнюю экспертизу и меры поддержки, например, непрерывное профессиональное развитие.

Модель школы полного дня планируется расширить на уровень начальной школы.Правительство объявило о расширении модели школы полного дня на все начальные школы с 2017/2018 учебного года. Доступ к таким школам особенно важен для неблагополучных групп населения, в том числе детей беженцев. Пока не ясно, повысит ли эта инициатива число детей в школах полного дня (которое оценивается на данный момент в 20 %), поскольку время предоставления обязательного образования по модели школы полного дня заканчивается во время обеда (13.15).

Ряд политических мер направлен на усиление роли школ в сфере предоставления начального образования.Одной из запланированных мер является снижение числа учащихся в классе до 22 человек, при том, что в Греции число учащихся на одного учителя и так ниже, чем в среднем по OECD (сноска: на уровне начального образования среднее значение по OECD в 2014 году составляло 15 учащихся, а в Греции – 9). Возможный эффект в виде повышения результатов не очевиден (OECD 2016с). В 2017 году запланирован также: пересмотр учебного плана с целью акцентировать внимание на решении задач и понимании материала; новый учебный план по таким предметам, как религиоведение и история, изменен; изменения в обучении иностранным языкам и естественным наукам. Целью нововведений в школах косвенно является попытка бороться с послешкольным теневым образованием (сноска: Объявлено премьер-министром Ципрасом в мае 2017 года). Та же цель лежит в основе запланированной модернизации обучения в течение последних двух лет старшей средней школы (см. вставку 2).

Вставка 2: Трехлетний план развития образования

В мае 2017 года Греция представила трехлетний план развития образования, который представлен во втором дополнительном меморандуме о Греции, составленном ЕС, ЕЦБ и МВФ (сноска: принят в июле 2017 года. https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/smou_final_to_esm_2017_07_05.pdf). План представляет собой дорожную карту реформ на всех уровнях образования и предлагает примерный график реализации на период 2016-2019 гг.

В качестве приоритетных направлений на ближайшие годы правительство выделило следующие горизонтальные вопросы: постепенный рост возможностей использования цифровых технологий на всех уровнях образования; обучение беженцев; и развитие программы оценивания всех образовательных структур.

План развития школьного образования (начального и среднего) включает: рационализацию существующей системы для повышения ее эффективности; обеспечение педагогической автономии школ и уменьшение бюрократической нагрузки на них; оценку школьных коллективов; и совершенствование системы подготовки учителей. Одна из самых смелых инициатив заключается в том, что образование, полученное в «Новом лицее» (старшая средняя школа), будет считаться базой для приема в университет, и выпускники будут приниматься в Греческий университет без вступительных экзаменов.

В системе профессионального образования и образования взрослых планируются: разработка нового учебного плана для учреждений среднего профессионального образования (IEK); повышение мобильности и облегчение доступа в университеты для выпускников профессиональных учреждений; трекинг выпускников профессиональных учреждений; создание мест для стажировки; и новая самофинансируемая система программ образования взрослых.

Целью развития сектора высшего образования являются: создание «Единого пространства высшего образования, исследований и инноваций», которое повысит среди прочего сотрудничество и мобильность кадров между вузами (HEIs) и исследовательскими центрами; создание Греческого института исследований и инноваций; и создание Региональных академических советов для осуществления взаимодействия между вузами и независимыми исследовательскими институтами на региональном уровне.

https://www.minedu.gov.gr/news/28206-19-05-17-to-trietes-sxedio-gia-tin-ekpaidefsi-plaisio-katefthynseon-kai-protaseis

6. Модернизация высшего образования

 

Все больше граждан получают академические степени, но квалификации часто не соответствуют потребностям реального рынка труда. Доля населения с третичным образованием выросла с 2008 по 2016 гг. на 17 пп.и составила 42,7 %, что выше как целевого индикатора ЕС 2020 (40 %), так и национального ориентира (32 %). Резкие рост, однако, в основном вызван глубоким кризисом трудоустройства, из-за которого молодые люди вынуждены откладывать свое участие в рынке труда. Большая часть (40,2 %) молодых людей (25-34 года), имеющих высшее образование, работают на должностях, для которых требуется более низкий уровень образования (CEDEFOP 2017).

Из-за неблагоприятных экономических и социальных условий и недостаточного количества возможностей Греция испытывает серьезный отток высококвалифицированных специалистов. В 2015 году 109 351 граждан покинули Грецию, что почти в два раза больше числа прибывших и подтверждает продолжение тенденции высокой эмиграции из-за экономического кризиса. В последнее время тип эмиграции изменился. Раньше страну покидали эмигранты с низким уровнем образования (Labrianidis 2016). В период между 2008 и 2013 гг. из 223 000 эмигрантов в возрасте 25-39 лет (Lazaretou 2016) 88 % были выпускниками университетов Греции, 60 % имели ученую степень, полученную в учебных заведениях Греции или других стран, и 11 % имели степень PhD, в основном полученную в зарубежных странах. При этом доля имеющих ученую степень граждан в Греции и так намного ниже, чем в других странах OECD (Lazaretou 2016). (сноска: Каждый десятый в Греции и каждый второй в странах OECD.)Поэтому высокий уровень эмиграции граждан, имеющих ученую степень, имеет исключительное значение, все сильнее понижая человеческий потенциал в области инновационного и технологического развития, которая определяет экономический рост страны.

Значительные перемены ждут систему высшего образования. В новом законе о высшем образовании, принятом в августе 2017 года, отменены Советы университетов, которые появились в 2011 году при попытке ввести элемент внешних сдержек и противовесов. Закон ввел новые ограничения деятельности правоохранительных органов на территориях кампусов и ввел интегрированную 5-летнюю программу магистратуры, которая не соответствует трехэтапной болонской модели. Для обеспечения равного доступа предусмотрено освобождение от платы за обучение на постдипломных программах для тех, кто не может платить за обучение. Региональные академические советы выступают в качестве консультативных органов по взаимодействию академического сообщества, бизнеса и местных органов.

Контроль качества высшего образования совершенствуется, хотя и медленно, планируется его усиление. Греческое агентство по контролю качества и аккредитации (ADIP) является полноправным членом Европейской ассоциации по контролю качества высшего образования (ENQA) с 2015 года. Хотя агентство ADIPв 2014 году провело внешнюю оценку всех факультетов вузов, процедура оценки учреждений и аккредитация программ базового высшего образования проходит медленно. Для оценки постдипломных программ в новом законе о высшем образовании предусмотрено создание Научных консультативных комитетов, в составе которых должны быть внешние эксперты – профессора других университетов, включая зарубежные, или старшие сотрудники исследовательских центров. Необходимо обеспечить беспрепятственный и комплексный процесс, синергию между ADIP и новыми предложенными структурами оценивания. 

 

 7. Модернизация дополнительного образования и обучения и поддержка образования взрослых

 

Необходимо повышать охват и привлекательность профессионального образования (VET). Доля учащихся профессиональной старшей средней школы(ISCED 3) стабильно находится на уровне около 30 %, что намного ниже среднего значения по ЕС (47,3 %). Уровень занятости выпускников этих учреждений остается намного ниже, чем в среднем по ЕС (75 %), хотя и вырос в 2016 году до 40,7 %. Системе профессионального образования требуется согласованность с потребностями рынка труда. Система прогнозирования требуемых навыков, для которой созданы правовые рамки, нуждается в реализации; требуется дальнейшая работа по повышению привлекательности и доступности системы профессионального образования; повышение качества преподавания и непрерывное профессиональное развитие педагогов профессиональных учреждений также нуждается в совершенствовании. Предусмотрена дальнейшая актуализация и расширение практики стажировок (см. вставку 3) и обучения на рабочих местах. Для того, чтобы обновить систему профессионального обучения, Министерство образования одобрило Систему качества программ профессионального обучения и подготовки, а также Систему качества проведения стажировок на предприятиях.

Охват населения системой образования на протяжении жизни растет, но пока остается намного ниже, чем в среднем по ЕС. Охват взрослого населения (25-64 лет) системой образования вырос к 2016 году до 4 %, сильнее, чем за последние шесть лет, но это пока намного ниже, чем средний уровень по ЕС (10,8 %). Ограничения здесь связаны с уровнем образования и гарантией занятости; требуются меры по повышению предложения в сфере образования взрослых.

Предпринимаются меры по обучению низкоквалифицированных взрослых граждан. Правительство объявило об инициативе по поддержке безработных или занятых краткосрочно граждан с помощью государственных программ на муниципальном уровне. Эта инициатива также нацелена на развитие навыков взрослых, поскольку будет включать обучающий модуль в области цифровых технологий и элементы социального предпринимательства. Дальнейшее стимулирование к повышению квалификации будет проводиться в рамкахпрограммы социальной взаимопомощи (KEA). Эта новая правительственная социальная программа затрагивает всех взрослых граждан до 45 лет, которые не имеют законченного среднего образования. Они получают возможность учиться в «школе второго шанса» своего муниципального района, что является необходимым условием для участия в программе KEA.

Вставка 3: Поддержка фондами ESF обучения в «стажировочном» классе (apprenticeship class)

Реализация программы объявлена Министерством образования в марте 2017 года. Финансируемая фондом ESF программа осуществляет поддержку по семи специальностям 1 200 выпускников профессиональных лицеев (EPAL)в возрасте 18-24 лет, которые не работают и не учатся. Участники будет иметь возможность повысить свой уровень образования и приобрести опыт работы. Программа рассчитана на 9 месяцев, которые завершаются получением квалификации уровня EQF 5.Обучение включает 7часов еженедельных занятий в рамках лабораторного курса по специальности в соответствующем центре EPAL и/или другой лаборатории и курс «Обучение на рабочем месте – стажировка на работе» в частной или государственной компании (28 часов/4 дня в неделю). За стажировку стажер получает зарплату в размере 75 % от установленной законом минимальной заработной платы и полную страховку.

http://www.minedu.gov.gr/texniki-ekpaideusi-2

 8. Ссылки

 

European Commission (2016), PISA 2015, EU performance and initial conclusions regarding education policies in Europe. https://ec.europa.eu/education/sites/education/files/pisa-2015-eu-policy-note_en.pdf

European Commission (2017), CEDEFOP, Skills panorama. http://skillspanorama.cedefop.europa.eu/en/countries/greece

European Commission (2014):  Tackling Early Leaving from Education and Training in Europe: Strategies, Policies and Measures. Eurydice and Cedefop Report. http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/documents/thematic_reports/175EN.pdf

European Union Agency for Fundamental Rights (FRA, 2016), Second European Union Minorities and Discrimination Survey (EU–MIDIS II). Roma — Selected findings. http://fra.europa.eu/en/publication/2016/eumidis-ii-roma-selected-findings

Educational Policy Institute (2017), Η μαθητικήδιαρροή στηνελληνική πρωτοβάθμια καιδευτεροβάθμια εκπαίδευση. http://iep.edu.gr/images/IEP/EPISTIMONIKI_YPIRESIA/Paratiritirio/2017/2017-03-28_paratiritirio_synopsi.pdf

ΚΕΝΤΡΟ ΑΝΑΠΤΥΞΗΣ ΕΚΠΑΙΔΕΥΤΙΚΗΣ ΠΟΛΙΤΙΚΗΣ  της ΓΣΕΕ (KANEP, 2017), Ετήσιας ΈκθεσηςγιατηνΕκπαίδευση 2016. http://www.kanep-gsee.gr/wp-content/uploads/2017/04/ETEKTH2016.pdf

Labrianidis, Lois; Pratsinakis, Manolis (2016),  Outward migration from Greece during the crisis. http://www.lse.ac.uk/europeanInstitute/research/hellenicObservatory/CMS%20pdf/Research/NBG_2014_-Research_Call/Final-Report-Outward-migration-from-Greece-during-the-crisis-revised-on-1-6-2016.pdf

Lazaretou, Sofia (2016), ΦΥΓΗ  ΑΝΘΡΩΠΙΝΟΥ  ΚΕΦΑΛΑΙΟΥ: Η  ΣΥΓΧΡΟΝΗ  ΤΑΣΗ ΜΕΤΑΝΑΣΤΕΥΣΗΣΤΩΝ  ΕΛΛΗΝΩΝ ΣΤΑ ΧΡΟΝΙΑ  ΤΗΣ ΚΡΙΣΗΣ, ΟικονομικόΔελτίο,  τεύχος 43,  Τράπεζα  Ελλάδας,  σελ.33- 57. http://www.bankofgreece.gr/BogEkdoseis/oikodelt201607.pdf

Ministry of Education, Research and Religious Affairs (2016a),  Educational actions for refugee children. https://www.minedu.gov.gr/publications/docs2016/Epistimoniki_Epitropi_Prosfygon_YPPETH_Full_Report_June__2016_-_translated.pdf

Ministry of Education, Research and Religious Affairs (2016b), ΚαθορισμόςΔιαδικασίας Σχεδιασμού,Υλοποίησης και ΑξιολόγησηςΠρογραμμάτων Συνεκπαίδευσης.https://www.minedu.gov.gr/eidiki-agwgi-2/ekdiloseis-eidiki-ekpaideusi-3/24748-20-10-16-gia-proti-fora-ekdidetai-ypourgiki-apofasi-gia-tin-ylopoiisi-programmaton-synekpaidefsis-4

Ministry of Education, Research and Religious Affairs (2017),  ΤοΈργοτηςΕκπαίδευσηςτων Προσφύγων.

https://www.minedu.gov.gr/publications/docs2017/16_06_17_Epistimoniki_Epitropi_Prosfygon_YPPETH_Apotimisi_Protaseis_2016_2017_Final.pdf

OECD (2016a), Education at a Glance.http://gpseducation.oecd.org/CountryProfile?primaryCountry=GRC&treshold=10&topic=EO

OECD (2016b), PISA 2015 Results (Volume I): Excellence and Equity in Education.http://dx.doi.org/10.1787/9789264266490-en

OECD (2016c), PISA 2015 Results (Volume II): Policies and Practices for Successful Schools.http://dx.doi.org/10.1787/9789264267510-en

Resa, E. et al (2016), Curriculum Quality Analysis and Impact Review of European Early Childhood Education and Care (ECEC). http://ecec-care.org/fileadmin/careproject/Publications/reports/D4_3_Overview_of_quality_monitoring_systems_and_results_of_moderator_analysis.pdf

 Vienna Institute of Demography and International Institute for Applied Systems Analysis, VID(2016), European Demographic Datasheet 2016. http://www.populationeurope.org/

 

9. Приложение 1. Ресурсы ключевых индикаторов

 

Индикатор

1.

Число учащихся, рано покинувших обучение или профессиональную подготовку

2.

Достижения третичного образования

3.

Образование и уход за детьми младшего возраста

4.

Уровень занятости недавних выпускников

5.

Охват взрослого населения  образованием

6.

Общие государственные расходы на образование как доля от ВВП

7.

Расходы на государственные и частные образовательные учреждения в расчете на одного учащегося

8.

Мобильность в образовании

10. Приложение 2. Структура образовательной системы

 

Источник: EuropeanCommission/EACEA/Eurydice, 2016. The Structure of the European Education Systems 2016/17: Schematic Diagrams. Eurydice Facts and Figures. Luxembourg: Publications Office of the European Union.