Личный кабинет эксперта

 

27 февраля 2018 года в здании Правительства Ленинградской области прошло заседание Коллегии Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области. В рамках мероприятия были подведены итоги работы системы образования региона в 2017 году, а также определены стратегические направления ее развития.

 

В заседании Коллегии приняли участие 270 человек. Среди них: 

• представители федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти;

• представители органов местного самоуправления;

• руководители муниципальных методических служб;

• руководители и педагоги образовательных организаций;

• члены Общественного совета при Комитете общего и профессионального образования Ленинградской области;

• члены Региональных советов руководителей образовательных организаций;

• члены актива Совета молодых учителей Ленинградской области;

• представители родительской общественности;

• социальные партнеры.

 

DSC_3861_1

Участников заседания Коллегии приветствовали заместитель Председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам Николай Петрович Емельянов и заместитель Председателя Законодательного собрания Ленинградской области Дмитрий Витальевич Пуляевский.

В рамках заседания Коллегии прозвучал доклад Председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Сергея Валентиновича Тарасова «Об итогах работы системы образования Ленинградской области в 2017 году и стратегических направлениях ее развития».

От ФГБНУ «ИУО РАО» в заседании Коллегии приняли участие директор Сергей Сергеевич Неустроев с докладом «Качество образования Ленинградской области: итоги независимых социологических исследований», а также аспирант, директор учебного центра АО «ОДК-Климов» Людмила Николаевна Ильина с докладом «Опыт взаимодействия системы профессионального образования Ленинградской области с государственными корпорациями на основе форматов WorldSkills».

DSC_3994_1

 

 

С.С. Неустроев в своем выступлении рассказал о продолжившемся в 2017 году эффективном сотрудничестве между Институтом управления образованием РАО и Комитетом общего профессионального образования Ленинградской области по двум основным направлениям ключевого вопроса для системы образования – управление качеством.

  

 

Первое направление связано с проведением социологических исследований удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образования. Если в 2016 году было проведено социологическое исследование удовлетворенности родителей качеством образования, то в 2017 году – отношения к качеству образования педагогов и учащихся школ Ленинградской области. При этом ключевыми содержательными вопросами выступали вопросы, связанные с социально-психологическим климатом в школе, потребностями в области освоения различных компетенций, оценкой материально-технической базы школ и характеристикой процессов школьного соуправления, а также другими аспектами. Фактическая выборка исследования в общей совокупности составила 16613 респондентов.

В целом отмечена высокая степень удовлетворенности учащихся образовательной организацией: три четверти высказывают положительное отношение к школе. Позитивно оценивают образовательную организацию, в которой они работают, и подавляющее число педагогов (82,4%). Говоря об оценке социально-психологического климата в школе следует отметить, что учащиеся обладают достаточно высокой свободой самовыражения на уроке. С возрастом доля школьников, чувствующих демократичное отношение учителей, последовательно увеличивается.

Более 60% респондентов отметили, что у них хорошие и доброжелательные отношения со школьными учителями, каждый пятый указал на нейтральный характер отношений.

Характеризуя отношения с другими учащимися школы 63,8% опрошенных отметили наличие хороших, доброжелательных  отношения  с  большинством  учащихся.  Анализ  возрастной  динамики  показал,  что  от 7-го к 11-му классу последовательно растет доля тех, кто характеризует эти отношения как хорошие и доброжелательные, и одновременно снижается процент ответов, приходящийся на варианты, фиксирующие наличие конфликтов.

Данные исследования показывают, что наибольшую потребность школьники испытывают в знаниях и навыках, связанных с гражданскими правами и обязанностями (54,4%), навыках заботы о здоровье (41,6%), умении находить общий язык с представителями других национальностей и культур (38,9%). Наименее востребованными среди подростков оказываются экологические знания (12,2%). При этом мальчики испытывают большую потребность в освоении компьютерной и финансовой грамотности, тогда как девочек больше волнуют знания в области правовой и межкультурной грамотности.

Учащиеся довольно высоко оценивают свой уровень владения различными компетенциями: в среднем они оценивают их выше 5 баллов по семибалльной шкале. При этом с возрастом, оценки большинства компетенций становятся все более позитивными. Особого педагогического внимания требуют такие компетенции как «знание языка, истории и культуры своего народа», «умение выступать перед людьми», а также «находить творческие нестандартные решения поставленных задач».

При этом важен учет педагогом социальных характеристик школьников. Так, оценки уровня владения всеми перечисленными компетенциями заметно выше у учащихся с высоким образовательным статусом семьи и высоким уровнем материальной обеспеченности. А вот оценки уровня освоения компетенций учащимися в зависимости от типа населенного пункта, в котором они проживают, различаются незначительно, что свидетельствует о равенстве образовательных возможностей для освоения универсальных компетенций как в городе, так и на селе.

В среднем учащиеся оценивают получаемые в школе знания как достаточные для сдачи ОГЭ/ЕГЭ (оценки располагаются в промежутке 5,1-5,9 баллов из 7 возможных). Наиболее высоко достаточность знаний оценивается респондентами по дисциплине русский язык. В качестве наименее достаточных оцениваются дисциплины иностранный язык, физика, химия.

Второе направление – проведение независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций профессионального образования:

• ГАОУ ВО ЛО «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»;

• АОУ ВО ЛО «Государственный институт экономики, финансов, права и технологий»;

• ГАОУ ДПО «Ленинградский областной институт развития образования»;

• ГАПОУ ЛО «Мультицентр социальной и трудовой интеграции».

Процедуры независимой оценки проводились в соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации по четырем различным критериям и 16 показателям, в которых прописаны ключевые показатели, влияющие на восприятие качества образования современным поколением «Z», которое привыкло практически все вопросы решать через Интернет и сайт образовательной организации, и которому важна полнота и актуальность информации на официальных ресурсах. 

Организации все разные – ЛГУ им. А.С. Пушкина является крупной образовательной организацией высшего образования с филиалами по всей России, в которой обучается более 6500 студентов; ГИЭФПТ – образовательная организация высшего образования, в которой обучается более 3900 студентов; Мультицентр социальной и трудовой интеграции – уникальная организация, предоставляющая профессиональную подготовку, проживание и последующее трудоустройство инвалидам и лицам с ОВЗ; ЛОИРО – организация, реализующая дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Ленинградской области, для лиц, в большинстве своем, имеющих высшее образование.

Мнения обучающихся были дополнены экспертными оценками, основанными на анализе информации сайтов организаций, сайта bus.gov.ru, отзывах, отчетах о самообследовании, публичных докладах.

97,9% от общего числа респондентов, принявших участие в анкетировании, готовы рекомендовать данные образовательные организации родственникам и знакомым, и, скорее всего, сделают это. Результаты свидетельствуют о высоком уровне удовлетворенности обучающихся качеством образования в анализируемых образовательных организациях.