Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева на прошедшем VI Общероссийском родительском собрании напомнила о двух глобальных целях Национального проекта «Образование». Это вхождение Российской Федерации в десятку лучших школьных систем и повышение конкурентоспособности российского образования. В связи с этим министр просвещения рассказала о содержании международных сравнительных исследований, оценивающих знания и умения учеников школ.

По первому исследованию PIRLS, которое оценивает читательскую грамотность, естественно-научные и математические знания обучающихся начальных классов Россия делит 1 место с Сингапуром. По второму исследованию TIMSS, оценивающему математическую грамотность и естественно-научные знания обучающихся 7, 8-х классов, Россия входит в 10-ку лучших стран мира. И лишь по третьему исследованию, направленному на проверку навыков функционального чтения, а также креативного мышления обучающихся 9-х классов, мы занимаем всего лишь 32 место из 70 стран участников.

«Курсобр» попытался разобраться в этой проблеме и ответить на вопрос «почему?»

Во-первых, можно предположить, что к 15 годам наши девятиклассники теряют навыки функционального чтения, т.е. не могут грамотно изложить только что прочитанный текст в 2-3-х предложениях, а следовательно, у них слабо развито критическое мышление, так как именно оно предполагает не простое усвоение информации, а осмысленное.

Во-вторых, к этому возрасту теряются навыки и креативного мышления, тесно связанного с критическим. В новом ФГОС основной акцент сделан на то, что процесс обучения неразрывно связан с воспитанием личности, которая будет мыслить нестандартно, так как сегодня креативное мышление – это необходимость, чтобы стать уникальным в повседневной жизни, в личных отношениях, в карьере. Человек с необычным мышлением избавлен от стереотипов, активно реагирует на любую сложившуюся ситуацию, тут же находя правильный и в большей степени нестандартный выход.

В-третьих, низкий уровень развития креативного мышления обуславливается и недостаточной разработанностью методик применения в практике школьного преподавания методов и технологий обучения, создающих условия для развития креативной личности обучающихся.

Остаётся только недоумевать, как такое произошло. Ведь, ранее советский школьник отличался от своих западных сверстников именно нестандартным мышлением и креативностью, да и страна была самой читающей.