Личный кабинет эксперта

Сегодня в России и в других странах активно развиваются различные методы оценки качества образования. В условиях уточнения содержания федеральных государственных образовательных стандартов в России особенно актуальной становится задача формирования системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги. Важность этой темы в России усиливается тем, что год были приняты основополагающие нормативно-правовые документы, регламентирующие механизмы и критерии оценки качества образования. Ключевой темой данной главы станут подходы и требования к оценке качества образования на уровне высшего образования.

Проблема оценки качества образования является центральной в образовательном процессе организаций высшего образования. В последнее время появилось множество публикаций о повышении качества образования и необходимости введения объективных оценок этого качества. Вместе с тем, механизмы оценки качества образования рассматриваются весьма упрощенно: оценка индивидуальных достижений обучающихся, процедуры лицензирования и аккредитации образовательных организаций. Формирование системы оценки качества образования стало одним из ключевых приоритетов развития образования многих стран мира, в том числе и Российской Федерации.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. При этом качество образования – это степень соответствия результата образования ожиданиям (степень удовлетворения запросов) различных заинтересованных групп субъектов образования (обучающихся, преподавателей, родителей, работодателей, органов управления образованием, общества в целом), так или иначе влияющих на политику и процессы в области образования.

Задача формирования и развития системы оценки качества образования нашла отражение в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». Целью подпрограммы «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» стало «обеспечение надёжной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качества образования». В перспективе предполагается формирование современной и сбалансированной общероссийской системы оценки качества образования.

Происходит уверенное становление общероссийской системы оценки качества образования как важнейшего институционального компонента системы образования России. Данная система оценки качества образования включает:

  • процедуры государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирование, аккредитация, государственный контроль (надзор) в области образования);
  • действующие и апробируемые государственные аттестационные процедуры;
  • процедуры независимой оценки качества образования, включая внутреннюю оценку качества образования, а также внешнюю − международные, всероссийские, региональные, муниципальные мониторинговые исследования;
  • процедуры оценки качества образования, охватывающие все уровни образования, в том числе процедуры самооценки.

Развитие процедур общественной (независимой) оценки отражены в стратегических и нормативных документах, определяющих построение государственной политики в области образования:

 

 Данной подпрограммой определены приоритетные задачи в сфере оценки качества образования:

  • формирование и развитие единого образовательного пространства на основе целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых на федеральном и региональном уровнях;
  • обеспечение соответствия международным стандартам качества контрольно-измерительных материалов и технологий обеспечения безопасности экзаменов высокой значимости;
  • создание системы мониторингов качества образовательных результатов и факторов, на них влияющих, включая многолетние исследования образовательных, трудовых, жизненных траекторий детей и молодежи;
  • обеспечение максимально возможной прозрачности и доступности информации о системе образования, о качестве работы отдельных организаций;
  • привлечение к оценке качества внешних заинтересованных лиц и организаций (общественных экспертов и общественно-профессиональных организаций);
  • интеграция России в международное пространство оценки качества образования через участие в международных обследованиях качества образования, углубленный анализ их результатов и совместные исследования;
  • создание с участием общественности независимой системы оценки качества работы образовательных организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;
  • введение механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования;
  • развитие систем оценки качества образования на уровне образовательного учреждения, ориентированных на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса обучающихся (учебные и внеучебные достижения);
  • создание в регионах, муниципалитетах и школах систем обеспечения качества, базирующихся на получении своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений, на вовлечении общественных органов управления.

Политика в области образования определена стратегическим документом «Государственная политика в области развития образования до 2020 года». Одной из важных задач стало создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности прозрачности, общественно профессионального участия. Реализация данной задачи предусматривает разработку и внедрение национальной системы оценки качества образования, мониторинговых исследований в образовании и расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования.

Оценить качество образования возможно с помощью внутренней и внешней оценки качества образования, при этом оценка осуществляется по основным компонентам образовательного процесса.

Внутренняя система оценки качества образования субъектами образования представляется более важной. В центре внимания должно быть качество содержания образования, которое обеспечивается качеством образовательного процесса. И в данном направлении ведущая роль предоставляется главным субъектам образовательного процесса – обучающимся.

Качество образования зависит от степени соответствия представлений субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов) реалиям образовательного процесса. При этом факторами, влияющими на оценку качества образования, становятся представления и знания цели образования, содержания, методологии и организации образовательного процесса.

Зарекомендовавшей формой оценки качества образования стал системный мониторинг или периодические опросы обучающихся относительно удовлетворенности образовательным процессом и качеством работы преподавателей. Оценка качества деятельности преподавателей – важная часть системы внутренней оценки качества образовательного процесса. Она позволяет получить объективную информацию о преподавательской деятельности сотрудников; установить степень соответствия ее содержания и качества требованиям, зафиксированным в уставе и образовательных стандартах.

Оценка качества образования – процесс взаимодействия администрации вуза и обучающихся для повышения условий и качества получаемых образовательных услуг, основанный на системном мониторинге образовательного процесса. При этом оценка качества базируется на определенных критериях, отраженных в следующей таблице.

Одной из ключевых задач системы оценки качества образования является выявление и изучение реальных целей образовательного процесса (запросов, ожиданий, потребностей). Потребности представлены в следующей таблице.

Характеристики подтверждают факт, что субъекты образовательного процесса имеют различные интересы и различные критерии в задачах управления качеством. Поэтому система оценки качества образования становится многофакторной и многофункциональной. Таким образом, качество образования – интегральная характеристика, имеющая отношение ко всему деятельностному циклу, включающему проектирование, реализацию и контроль образовательного процесса, инфраструктурное обеспечение и самоообследование образовательной организации.

Более подробно рассмотрим процедуры и механизмы общественной оценки качества образования, их нормативно-правовую регламентацию, цели, задачи и объекты оценки. Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определил 3 формы (процедуры) участия

общественности в оценке качества образования. Кроме того, в связи с принятием федерального закона № 212-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», нормативно закреплено участие общественности в процедуре государственной аккредитации образовательных учреждений с присвоением статуса «общественный инспектор».

Дадим определения и характеристику процедур оценки качества образования, основываясь на нормативных документах (№ 273-ФЗ и № 212-ФЗ).

Независимая оценка качества образования    определение  соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, оказание содействия в выборе образовательной организации, повышение конкурентоспособности организаций и реализуемых образовательных программ.

Общественная        аккредитация    организаций  – признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.

Профессионально-общественная аккредитация программ – признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программ в организации, образовательная деятельность которой отвечает требованиям стандартов, рынка труда к специалистам, рабочим и служащим профиля.

Общественный контроль в  процедурах государственной аккредитации – соблюдение законодательства в сфере образования, а также помощь образовательной организации в реализации рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Общие критерии оценки качества образовательной деятельности определены Приказом Минобрнауки России от 5 декабря 2014 года № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Объекты независимой оценки качества образования представлены на следующей схеме.

Развитие института независимой оценки качества, главным образом, сопровождается обеспечением открытости и доступности системы образования. В соответствии с Приказ Минфина России № 116н от 22 июля 2015 года «О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядке ее размещения» с 1 сентября 2015 года осуществляется размещение информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы, соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления на официальном сайте www.bus.gov.ru. При этом официальным информационным ресурсом в области оценки качества образования на данный момент остается специальный раздел «Независимая система оценки качества» официального сайта Минтруда России, где представлены нормативно-правовые акты, итоги реализации независимой системы оценки (обзоры практики и результатов).

Второй процедурой оценки качества образования стала общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Общественная аккредитация, в отличие от государственной, выполняющей функцию контроля, имеет своей целью совершенствование системы образования и его дальнейшее развитие. Проводится на добровольной основе.

Третья процедура оценки качества образования – профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

Существенное влияние оказывает профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Она означает, что качество и уровень подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, отвечают требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Другим, не менее важным, механизмом вовлечения общественности в процедуры аккредитации стало создание института общественных инспекторов при органах по контролю и надзору в сфере образования. Это стало возможным благодаря принятию Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Прежде всего, право осуществлять такой контроль получили общественные палаты и общественные советы.

Предметом (критерием) общественного контроля на уровне высшего образования стал:

  • контроль качества подготовки;
  • проверка качества образовательной деятельности организаций;
  • проверка соблюдения организациями законодательства в области лицензирования образовательной деятельности;
  • проверка требований законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
  • выполнение объектами рекомендаций для улучшения работы организаций.

Характеристика предмета и метода оценивания критерия дана в следующей таблице.

Таким образом, цели, задачи, формы, механизмы и направления общественного контроля должны:

  • влиять на качество высшего образования и его доступность для всех слоев населения, эффективность деятельности системы высшего образования, ее открытости;
  • способствовать выявлению отклонений и улучшению деятельности организаций, устранению правонарушений, коррупции;
  • соединять интересы и потребности всех субъектов и объектов общественного контроля в процедурах государственного контроля (надзора) за образовательными организациями в единую систему;
  • гарантировать исполнение образовательной организацией социальных, правовых норм и обязательств перед государством и обществом;
  • развивать диалог, социальное партнерство в сфере высшего образования.

В данной процедуре выделяют следующие группы субъектов общественного контроля, представленные на схеме.

Отметим, что в соответствии с действующим законодательством общественные инспекторы имеют право проводить общественный контроль образовательной организации только в рамках процедур государственного контроля (надзора), т.е. в составе государственной комиссии.

Ниже представлены формы общественного контроля в процедурах государственного контроля (надзора) за образовательными организациями высшего образования:

Общественное наблюдение – сбор информации о положении дел в образовательной организации высшего образования, при котором происходит направленное, систематическое, непосредственное, визуальное, слуховое восприятие (прослеживание) и регистрация значимых ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке – осуществляет инспектор.

Общественный контроль – оценка соответствия общественным потребностям, правам, интересам деятельности образовательной организации высшего образования – осуществляет инспектор.

Общественная проверка комплекс мероприятий по установлению фактов и обстоятельств, касающихся деятельности образовательной организации высшего образования, в целях определения ее соответствия закону и общественным интересамосуществляет инспектор.

Общественное информирование – донесение до общества необходимых знаний, фактов, информации о положении дел в образовательной организации высшего образования – осуществляют субъекты-организаторы общественного контроля.

Общественная агитация – распространение идей, фактов, информации о положении дел в образовательной организации высшего образования для воздействия на сознание, настроение, стимулирование общественной активности масс с помощью устных выступлений, обращений, средств массовой информации – осуществляется гражданами и институтами гражданского общества.

Общественная экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую и (или) реализуемую образовательную и иную деятельность образовательной организации высшего образования, общеобразовательным требованиям высшего образования, установленным регламентам и законодательству – осуществляет общественный эксперт.

Общественный мониторинг – сбор, регистрация, хранение и анализ информации о ключевых (явных или косвенных) признаках работы образовательной организации высшего образования для вынесения суждения о состоянии и динамике развития данной организации – проводят эксперт и инспектор.

Общественное расследование – комплекс мероприятий по сбору, анализу, документированию сведений о произошедших нарушениях (коррупции) в работе образовательной организации высшего образования, противоречащих общественным интересам – осуществляют эксперт и инспектор.

Общественное слушание – выявления общественных предпочтений в намечаемой (реализуемой) образовательной и иной деятельности образовательного учреждения высшего образования с целью их учёта в планируемой (реализуемой) работе – проводят граждане и институты гражданского общества с участием инспектора и эксперта.

Общественное обсуждение – организация общественных конференций, семинаров, публичных дискуссий по проблемам высшего образования, выявление учет общественного мнения по вопросам организации и качества высшего образования в регионе (области, округе) для принятия общественно ориентированных решений – проводят граждане и институты гражданского общества с участием инспектора и эксперта.

Общественный контроль в образовательной организации высшего образования может осуществляться в двух видах и следующими общественными структурами.

Общественный контроль основывается на принципах, содержащихся в следующей схеме, а также способствует достижению определенных результатов.

Участие студенчества в оценке качества образования в системе высшего образования дает возможность:

  • поиска причин недостатков и путей их устранения в работе организации, возможность участия в разрешении спорной ситуации между участниками образовательного процесса;
  • способствовать улучшению качества подготовки обучающихся и условий образовательного процесса;
  • внести предложения по реформированию и совершенствованию системы образования в стране или отдельном регионе;
  • стать участником общественного контроля в других сферах (социальная защита, здравоохранение).

Рассмотрев основные процедуры общественной оценки качества образования, мы можем сделать следующие выводы.

ВЫВОД ПЕРВЫЙ

Объектом оценки качества образования может стать образовательная организация в целом, отдельные программы, группы программ, система гарантии качества образования.

ВЫВОД ВТОРОЙ

В процедуре общественной аккредитации существует ряд проблем и противоречий:

  • отсутствие понимания целей, задач и методологии содержания общественной и общественно-профессиональной аккредитации;
  • отсутствие обоснованной методики и инструментария проведения общественной аккредитации;
  • подмена процедур общественной аккредитации консалтингом в процессе подготовки образовательных организаций к государственной аккредитации.

ВЫВОД ТРЕТИЙ

Перспективы развития общественной и общественно-профессиональной аккредитации:

  • формирование общественных аккредитационных агентств ассоциаций образовательных организаций;
  • определение направлений деятельности образовательных организаций, подлежащих обследованию: удовлетворенность потребителей услуг, общественная оценка деятельности, международные связи и программы; оценка работодателей и связь с рынком труда;
  • формирование и обучение сообщества экспертов;
  • формирование информационно-аналитического центра по сбору и анализу исследуемых данных;
  • комплексная оценка деятельности на основе интегральной характеристики государственной, общественной и общественно-профессиональной аккредитаций.

ВЫВОД ЧЕТВЕРТЫЙ

Существует ряд проблем и трудностей, не позволяющих обучающимся (объединениям обучающихся) в полной мере участвовать в процедурах общественного контроля и повышения качества высшего образования:

  • отсутствие единых критериев и механизмов оценки качества образования для улучшения образовательной среды вуза;
  • неопределенность понятий и критериев оценки «качества образования» и «качества образовательных результатов»;
  • неполная осведомленность студенчества по вопросам, связанным с обеспечением образовательного процесса.

ВЫВОД ПЯТЫЙ

Механизмами участия обучающихся (объединений обучающихся) вузов в оценке качества образования могут стать:

  • создание советов (комиссий) по качеству образования (обучающиеся и администрация вузов) для совместной работы по совершенствованию образовательного процесса и созданию условий для эффективного обучения;
  • вовлечение руководителей советов по качеству образования в межрегиональные и всероссийские объединения для обеспечения преемственности и общей координации деятельности.
  • реализация образовательных программ или курсов, позволяющих провести экспертную оценку качества образования и образовательных результатов в вузе;
  • создание системы рейтингования вузов обучающимися, общественностью, работодателями по единым критериям и параметрам оценки;
  • вовлечение обучающихся в общественный контроль в сфере высшего образования в качестве аккредитованных общественных экспертов или инспекторов.

ВЫВОД ШЕСТОЙ

Необходимо принять меры для включения обучающихся (объединений обучающихся) в оценку качества образования:

  • разработать единый критериальный аппарат оценки, позволяющий выбирать критерии или методики оценки для вузов различной направленности;
  • дать определения понятий «качество образования» и «качество образовательных результатов» и критерии оценки качества;
  • создать экспертные  группы  в  регионах,  состоящие  из обучающихся, представителей образовательных организаций, работодателей и экспертов в данной области для проведения оценки качества образования в двух направлениях: общественная и общественно-профессиональная аккредитации.

ВЫВОД СЕДЬМОЙ

Результаты участия обучающихся (объединений обучающихся) вузов в оценке качества образования позволят:

  • определить потребности обучающихся вуза и улучшить образовательные условия;
  • сделать вуз конкурентоспособным в соответствии с потребностями будущих работодателей;
  • сформировать объективную систему оценки качества образования и образовательных результатов.

 

Список литературы

 Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»

2. Указ Президента Российской Федерации № 597 от 7.05.2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

3. Федеральный закон № 256 от 21.07.2014 года «О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

4. Федеральный закон № 212-ФЗ от 2.07.2014 года «Об основах общественного контроля».

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 286 от 30.03.2013 года «Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги».

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года .

8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года.

9. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

10. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.».

11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 295 от 15.04. 2014 года.

12. Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 295 от 15.04. 2014 года.

13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 года «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций».

Методические материалы:

1. Государственно-общественное управление в образовательных учреждениях: информационно-справочные материалы. – М: МГПИ, 2010. – 56 с.

2. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций // Министерство образования и науки Российской Федерации. – г. Москва, 2013. – 15 с.

3. Методические рекомендации по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации Министерство образования и науки Российской Федерации. – г. Москва, 2015– 75 с.

Аналитические материалы

1. Авраамов Ю. С. Проблемы оценки качества высшего профессионального образования // Аккредитация в образовании, 2008. − № 20. – С. 51-53 .

2. Болотов В. А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. – 2006. − № 1. − С. 22-31.

3. Горбашко  Е.    А.    Обеспечение    качества    высшего      образования: перспективы развития // Стандарты и качество. – 2008. − № 11. − С. 68-72.

4. Харченко Л. Н. Научно-методическое обеспечение качества образовательных услуг. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 211 с.